Определение власти

Власть в самом общем виде — способность субъекта подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих интересах или в интересах других лиц. Власть — явление социальное, возникает вместе с зарождением общества и существует на всех этапах его развития.

Наличие власти еще не гарантирует достижение желаемого результата. Обладавшие неограниченной властью древние тираны часто достигали совершенно нежелательных для себя результатов, хотя все их команды, директивы и даже капризы были реализованы.

Таким образом, при оценке деятельности властных структур следует четко различать проблемы собственно власти и проблемы управления. Управление — явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное. Управление — функция любой организованной системы, способствует сохранению целостной структуры; главным критерием его эффективности является достижение намеченных субъектом целей.

Субъект управления может эффективно осуществлять свои функции, если ему удастся заставлять людей действовать в соответствии с его намерениями, планами, т.е. от власти над этими людьми. Таким образом, власть является необходимым условием управления, основой и движущей силой.

Одним из признаков власти является то, что она всегда базируется на силе; наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего.

Власть можно классифицировать по различным основаниям, например, по социальному уровню: власть в масштабе всего общества; власть внутри того или иного коллектива (организации); власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно разделить на политическую и неполитическую.

Политическая власть призвана решать важнейшие политические задачи, выступая защитником интересов различных социальных групп общества. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы над другой; государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров.

Политическая власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой, скрытой, нелегальной, которую представляют неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.

Следует различать понятия легальная власть и легитимная власть. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее моральной оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления.

Может так случиться, что государственная власть будет официально выбрана без нарушений в ходе избирательной компании, т.е. легально, но не легитимно.

Следует иметь в виду, что признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, но они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:

1) силой, на которой она базируется, является государство;

2) никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает;

3) она публична;

4) суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны;

5) универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны;

6) обладает исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм;

7) действует постоянно и непрерывно.

Происхождение государства

Вопрос происхождения государства волновал ученых, писателей, историков, философов всех времен и народов. На протяжении столетий выдвигались самые различные мнения и теории о происхождении государства.

В настоящее время наиболее распространены такие теории, как договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев); патриархальная (Аристотель); теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) и др.

До сих пор нельзя установить, как конкретно происходило образование права и государства, нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения.

В каждой из теорий есть как положительные, так и отрицательные стороны. Вместе с тем правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический подход необходим для познания сущности государства и права.

В Египте, Вавилоне, Китае, Индии возникновение государства связано прежде всего с необходимостью проведения крупномасштабных работ по строительству и эксплуатации ирригационных сооружений, организации поливного земледелия и т.п. Вследствие этого устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность, которые в наибольшей мере отвечали характеру данных задач.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

В Афинах и Риме государство возникло в результате появления частной собственности, социального расслоения общества и необходимости отношений товарообмена.

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий — западной части Римской империи. Понадобился специальный профессиональный аппарат принуждения и насилия для поддержания порядка на завоеванных территориях. Впоследствии военачальник превращался в монарха, а общее достояние — в королевское имущество.

Даже достаточно беглый анализ позволяет сделать ряд наиболее общих выводов: государство существовало не всегда, а возникло как необходимый продукт общественного развития на определенном этапе развития общества под влиянием целой системы факторов, когда появилась потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения.

В научной литературе существует ряд важнейших теорий происхождения государства и права.

Теологическая теория была одной из первых и имела существенное влияние в Средние века, объясняя возникновение государства и права в результате божественной воли. Подобные идеи возникли еще в Древнем Египте и Вавилоне. В настоящее время эта теория наравне с другими распространена в Европе и в ряде исламских государств (Иране, Саудовской Аравии, Брунее) и носит официальный характер.

Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский (1225-1274) и Ж. Маритен (1882-1973), считавшие, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения мира Богом. Доктрина, согласно которой мир сотворен Богом, получила название креационизм. Ее представители утверждают, что Земля и все сущее на ней было создано Богом, не без основания отрицая дарвиновский процесс эволюции и естественного отбора.

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это вопрос веры.

Достоинства данной теории заключаются в том, что она способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности и сохранению традиций.

Патриархальная теория. Ее основателем был Конфуций (551—479 гг. до н.э.), развивал патриархально-патерналистскую теорию Аристотель (384—322 гг. до н.э.), позже идею патриархальной теории высказывал Н. К. Михайловский (XIX в.). Государство, согласно этой теории, трактуется как большая семья, а власть императора уподобляется власти отца. Отношения между правящими и подданными рассматриваются как семейные отношения, іде младшие зависят от старших.

Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. В Средние века эта теория служила обоснованием абсолютной власти монарха.

Н. К. Михайловский, предлагал устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

В современных условиях патриархальная теория отражена в идее государственного патернализма — возложении на государство обязанностей по выполнению социальных функций. К положительным моментам теории можно отнести то, что она способствует сплочению общества, уважению государственной власти, культивирует дух родства и взаимосвязи членов общества как одной семьи.

Теория общественного договора (договорная теория) — это естественно-правовая теория происхождения права и государства (или теория естественного права) является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространенных правовых доктрин. Согласно этой теории государство рассматривается как искусственное образование, возникшее в результате заключения внутри населения общественного договора о правилах совместного проживания, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе. Отдельные положения этой теории разрабатывались еще в V—IV вв. до н.е. софистами в Древней Греции, а также в Древнем Китае Мозцы (479— 400), который считал причиной всех бед и беспорядков эгоизм и пристрастность людей. Лекарство состоит в том, чтобы заботу о себе заменить заботой обо всех. В дальнейшем эта теория получила развитие в трудах Г. Гроция (1583—1645),

Дж. Локка (1632-1704), Т. Гоббса (1588-1679), Ш.-Л. Монтескье (1689-1755), Д. Дидро (1713-1784), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), А. Н. Радищева (1749-1802).

Сторонники теории естественного права считают возникновение государства результатом принятия юридического акта — общественного договора. Они различают два вида права: естественное, принадлежащее человеку от рождения, и позитивное (писанное), которое формулируется государством.

Теория общественного договора подвергла критике теологические сакральные положения о возникновении государства и права, поставила под сомнение святость и непогрешимость власти. Вместе с тем был выдвинут принцип народного суверенитета, согласно которому власть производив от народа, принадлежит народу и должна быть подконтрольна народу. Следовательно, государственные структуры и власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы общества, быть у него на службе, коль скоро народ "кормит и содержит" эту власть, которая сама ничего не производит, а лишь пользуется трудом народа. Согласно этой теории народ и государство имеют взаимные обязательства: народ соблюдает законы, платит налоги, государство регулирует отношения между людьми, защищает интересы людей, создает условия для свободной самореализации личности, способствует экономическому процветанию, обеспечивает внешнюю безопасность.

В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей, поднять восстание и сменить власть, если она перестала выражать интересы народа.

В рамках данной доктрины право и закон разделяются и по существу отождествляются с моралью наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством. Существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного, авторы этого учения видели не в законодательстве, а в самой "человеческой природе": права даются либо от рождения, либо от Бога. Для своего времени это было вполне прогрессивное учение, под флагом которого совершались первые буржуазные революции. Сторонники естественно-правовой теории верно отмечали, что законы могут быть и не правовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.

Основные положения этой теории отражены в ряде конституций современных государств, в том числе США и России. В конституциях провозглашены условия проживания народов на одной территории, способствующие достижению целей договора — справедливость, свобода, безопасность, оборона, всеобщее благосостояние.

Органическая теория. Согласно органической теории происхождения государства, государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов.

Теория была сформулирована во второй половине XIX в. английским философом и социологом Г. Спенсером (1820— 1903). Первые представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы древнегреческими мыслителями. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм. На этом основании он отрицал возможность существования человека как существа, изолированного от окружающего мира. Природа, общество и государство представляют собой единый живой организм.

Г. Спенсер рассматривал государство также в сравнении с живым организмом, состоящим из отдельных клеток (людей), а потому государство, по его мнению, будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственные институты подобны по функциям частям организма: правители — головной мозг, коммуникации (почта, транспорт) и финансы — кровеносная система, рабочие и крестьяне — руки организма.

Между государствами, как и в живой природе, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные; в ходе естественного отбора все ненужное, как, например, абсолютная монархия, церковь, оторвавшаяся от народа, отсекается.

В здоровом организме все клетки (государственные органы) функционируют нормально, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

К достоинствам теории можно отнести представление о государстве как о едином целом и взаимосвязанном организме, признание роли конкуренции государства в совершенствовании его внутреннего механизма.

Недостатком этой теории является попытка сведения биологических законов к социальным под влиянием учения Ч. Дарвина, а также отождествление государства с биологическим организмом.

Теория насилия. Согласно этой теории государство появилась как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными, выдвигалась различными авторами на протяжении тысячелетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390— 338 до н.э.) — китайский полковник. Как самостоятельное учение эта теория возникла в XIX в. Ее разрабатывали и развивали Е. Дюринг (1833-1921), Л. Гумплович (1838-1909), К. Каутский (1854-1938).

Е. Дюринг считал, что основой общественного развития являются внутренние факторы — формы политических отношений. Экономические отношения он считал производными от политических, где политические силы являются первоначальными факторами возникновения государства.

Л. Гумплович являлся сторонником теории внешнего насилия (его точку зрения разделял и К. Каутский). Он полагал, что государство возникает в результате завоевания одного племени другим. Победившее племя становится господствующим. Проигравшие народы теряют свободу и становятся эксплуатируемыми. Рабство ведет к появлению частной собственности и классов. Ведущиеся войны содержат в себе не только разрушительное воздействие, но и созидательные начала в виде образования новых государств.

Насилие рассматривается как глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых.

Впоследствии развитие общественных отношений в рамках государства, по мнению Л. Гумпловича, идет по пути демократизации, государство приобретает либеральные черты, в нем развивается парламентаризм, образуются институты гражданского общества.

В пользу этой теории говорит то, что насилие, власть, подчинение действительно являются элементами любого государственного механизма, например: сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил.

Ряд государств были созданы путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя, Великая Британия, США и др.

Недостаток теории в том, что, абсолютизируя роль насилия, не учитывается, что правовые системы создаются и развиваются не только в результате завоеваний или революций; фактор насилия в целом носит вторичный характер.

Психологическая теория — одно из наиболее активно развивающихся направлений современной юриспруденции, возникшее па рубеже XX в. одновременно с психологическим направлением в социологии и других общественных науках. Основоположниками этой теории считается Л. И. Петражицкий (1867-1931), 3. Фрейд (1856-1939), Ж. Г. Тард (1843—1904). Они объясняли появление государства и права как свойство человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться.

В соответствии с учением Л. И. Петражицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества, а некие явления психики человека или психологические факторы. Речь идет, прежде всего, об определенных свойствах человека испытывать особую разновидность психических переживаний, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания. Право представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Человеческие поступки могут быть свободными и связанными. Сознание внутренней связанности воли, поведения человека Л. И. Петражицкий именует этическим сознанием. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний.

Все правовые переживания делятся па два вида права — позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут быть не связаны с первыми. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания но поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.

Недостатком данной теории является преувеличение роли в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права, и, во-вторых, в связи с тем, что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Ирригационная (водная) теория выдвигалась многими мыслителями Китая, Месопотамии, Египта. Наиболее полно и последовательно ее выразил американский ученый немецкого происхождения К. А. Виттфогель (1896—1988). Возникновение государства он связывал с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.

Восточное общество основывается не на отношениях собственности, а на существовании внеклассового деспотического государства с "бюрократией". Возникнув, деспотическая государственная власть становится непреодолимой силой: она регулирует все экономические отношения. Общество делится лишь на два класса: правящий и управляемый. К правящему классу принадлежит бюрократия во главе с деспотом. Управляемый класс — это народ: земледельцы, ремесленники, торговцы, рабы. "Люди аппаратного государства — это правящий класс в самом прямом смысле слова, а остальное население составляет второй основной класс, управляемых". Государственная власть носит абсолютный тотальный характер, подчиняя себе все и всех. Она выполняет несколько функций: организационную, которая включает организацию хозяйства и организацию вооруженных сил, и функцию присвоения доходов.

Деспотизм как вид политического режима характеризуется тремя признаками: неограниченная власть правителя, опирающаяся на бюрократию; ведущая роль государства в экономической жизни общества; слабость институтов гражданского общества и наделение со стороны государства отдельных лиц или группы людей огромными полномочиями. Для деспотического правления характерно стремление не допустить, чтобы собственники развились в самостоятельную политическую силу, создавали партии и институты самоуправления.

К. А. Виттфогель видел в деспотизме "эгалитарную" (т.е. нивелирующую) тенденцию, пытаясь доказать, что в "восточном обществе" сила господствующего класса не связана с частной собственностью на средства производства. "Государственная власть, — заявлял ученый, — это важный определяющий фактор классовой структуры, как в наше время, так и в прошлом".

"Восточное" общество, согласно его концепции, принципиально противоположно "западному" и не в состоянии самостоятельно прийти не только к капитализму, но и к феодализму. Он отвергал даже саму постановку вопроса о том, что в Китае еще до "воздействия Запада" могла возникнуть тенденция к зарождению капитализма. На широком историческом материале из докапиталистической истории восточных стран, Мексики, Перу, Византии и России К. А. Виттфогель доказывал существование в них "восточного деспотизма". Всякая оппозиция подавлялась системой организованного террора, в результате чего складывалась система отношений в обществе, которая описывается с помощью формулы "тотальный террор — тотальное подчинение — тотальное одиночество".

Автор теории настаивал на неевропейском характере русской политической традиции, для которой характерен "одноцентровый... полумаргинальный деспотизм". Спустя "девять месяцев после падения полууправленческого аппаратного государства, созданного царизмом, большевистская революция расчистила дорогу тотально-управленческому аппаратному государству СССР и возвратом к "гидравлическим" порядкам на базе современной индустрии".

Позже данная концепция развивалась американским историком и философом Л. Мамфордом (1895—1990), который назвал ее "первой попыткой модернизации мега машины подавления".

Материалистическая (классовая) теория. Согласно материалистической теории, изложенной в работах Ф. Энгельса (1820—1895) ("О происхождении семьи, частной собственности и государства") и К. Маркса (1818—1883), государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, появления частной собственности. В итоге возникают антагонистические классы, обостряется борьба между ними, формируется публичная власть.

Право рассматривается как продукт классового общества, и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса, а государство выступает как средство угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим.

В. Ленин (1870—1924) — один из идеологов марксизма, основатель коммунистической партии большевиков в России, — давая определение государству, подчеркивал, что это машина подавления одного класса другим.

Недостаток марксистско-ленинской теории в том, что наряду с классовыми задачами любое государство преследует и надклассовые цели, которые служат удовлетворению интересов всего общества, всех граждан этого государства. Социалистическое же государство было предназначено для угнетения, но только для угнетения бывших угнетателей — остатков класса буржуазии, в чем марксисты видят своеобразное социальное возмездие. Таким образом, марксизм хотя и совершенствует теорию насилия, но фактически не выходит за ее рамки. Государство, согласно марксизму, есть союз войны, а не союз мира.

Вместе с тем не берется в расчет, что государство для того и нужно, чтобы нивелировать конфликты, существующие между классами, возрастными, этническими, религиозными группами, а также отдельными лицами — эти основные положения составляют основное рациональное зерно теории "общественного договора".

Расовая теория. Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816—1882) объявлял арийцев "высшей расой", призванной господствовать над другими расами. Наибольшее развитие и распространение эта теория получила в конце XIX — первой половине XX в. и легла в основу правых политических движений.

В основу доктрины положена идея о физической и психологической неравноценности человеческих рас, о решающем влиянии расовых различий на ход истории, культуру, государственный и общественный строй, делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, цыгане и др. Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялись войны. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше

(1844—1890) типа: "Война для государства такая же необходимость, как раб для общества", "Любите мир как средство к новым войнам".

Сегодня расовая теория уже не используется как официальная идеология, но как "научная", академическая доктрина она рассматривается в западных странах и в настоящее время.