Журналистика конвергентная, кросс-медийная, мультимедийная, цифровая

Наряду с понятием "медиаконвергенция" в научной и учебной литературе часто встречаются термины "конвергентная журналистика", "мультимедийная журналистика", "цифровая журналистика". Они легли в название многих современных учебных пособий по журналистике, написанных зарубежными авторами.

Конвергентная журналистика

Это журналистика, основанная на мультимедийной подаче контента и распространении его по разным медиаплатформам. Она сопряжена с глобальными изменениями, которые происходят на всех стадиях создания и распространения продуктов СМИ.

Конвергентную журналистику часто связывают с тенденцией к универсализации журналисткой профессии, появлением журналистов, способных создавать контент для разных медиаплатформ. В этой связи у нее есть много противников, которые полагают, что качество журналистики падает, так как один человек не может одинаково хорошо готовить материалы для разных медиаплатформ. Конвергентная журналистика вызвала горячие дискуссии между владельцами медиакомпаний, профессиональными журналистами и теоретиками, которые спорят о ее влиянии на качество освещения новостей.

Кросс-медийная журналистика

Термин "конвергентная журналистика" часто употребляется в качестве синонима "кросс-медийной журналистики" (crossmedia journalism). Кросс-медиа предполагает использование более чем одного СМИ – аналогового или цифрового; кроссмедийный контент доставляется на различные устройства, такие как: КПК, мобильный телефон, телевизор. Суть кросс-медиа в том, что один и то же контент может распространяться по различным платформам.

Термин "кросс-медиа" часто употребляется в значении "думать кросс-медийно", "кросс-медийное сотрудничество", т.е. совместная деятельность между сотрудниками ранее никак не взаимодействующими друг с другом, и между прежде разделенными редакциями и отделами; "кросс-медийная команда" – журналисты, работающие в одной команде и владеющие разными журналистскими специализациями.

Как видно, из этих примеров понятия "конвергентная журналистика" и "кросс-медийная журналистика" очень похожие понятия. Термин "конвергентная журналистика" – более общее определение.

Мультимедийная журналистика

В качестве синонима конвергентной журналистики довольно часто также употребляют понятие "мультимедийная журналистика". М. Дезе в статье "Что такое мультимедийная журналистика?" избегает прямого определения термина и обращается к практическому определению, приводя примеры ее воплощения на практике от самых ранних простейших форм до более сложных[1].

Среди таких примеров автор называет:

1. Репортаж с места событий с использованием видеокамеры: журналисты печатных СМИ записывают отдельные моменты на камеру для партнера с ТВ-канала, который входит в их компанию.

2. Галерею снимков, которые фотожурналисты делают для интернет- или печатной версии газеты.

3. Подшивку новостей или новостные сводки, подготовленные журналистами печатных, вещательных или онлайновых СМИ и предназначенные для рассылки на e-mail, iPad или для рассылки новостных сообщений через SMS.

4. Совместные проекты между различными СМИ по сбору, редактированию и предоставлению новостных материалов с использованием разных форматов.

5. Полностью интегрированную мультимедийную редакцию, в которой команды журналистов из печатных, вещательных и онлайновых СМИ вместе собирают информацию, составляют базы данных и думают над упаковкой контента, предназначенного для распространения на всех медиаплатформах[2]. Однако примеры 4 и 5 – это скорее воплощение конвергентной журналистики на практике. Определение С. Куина более точное. Под мультимедийной журналистикой он понимает "сочетание аудио-, фото-, текстовых материалов и интерактивности ... мультимедийная журналистика – это возможность рассказывать о событиях по-новому, используя преимущества каждого СМИ"[3].

Некоторые эксперты под мультимедийной понимают онлайн-журналистику, основанную на предоставлении мультимедийного контента на сайте СМИ. Однако термин "онлайн- журналистика" (виртуальная журналистика, интернет-журналистика или i-журналистика) отличается от мультимедийной. Разница между этими понятиями заключается в цели журналистики: онлайн-журналистика не имеет своей целью мультимедимедийность – т.е. рассказ о событиях в цифровом формате, используя мультимедиа, мультимедийность можно рассматривать как возможный, но не обязательный элемент онлайн-журналистики.

Цифровая журналистика

Для обозначения журналистики, основанной на использовании интернет-платформы, уже давно употребляется термин "цифровая журналистика" (digital journalism).

Под цифровой журналистикой понимается журналистика, напрямую связанная с развитием Интернета и освоением СМИ интернет-платформы. Цифровая журналистика предполагает использование таких возможностей Интернета для сбора информации, как: блоги, новостные сайты, RSS-каналы и др., а также таких возможностей Интернета для создания контента, как: аудио-слайд-шоу, подкасты и др.

Цифровая журналистика напрямую связана с конвергентной, мультимедийной журналистикой, так как основана на создании контента для интернет-платформы – одной из основных платформ распространения мультимедийного контента.

Термин "цифровая журналистика" иногда употребляется как синоним флэш-журналистики (flash-journalism). Флэш- журналистика – это цифровая журналистика, основанная на использовании программы Adobe Flash. Adobe Flash легкая в использовании и позволяет очень быстро создать и опубликовать мультимедийный контент на сайте, а также обновлять информацию в режиме реального времени. Журналист может объединить в одном материале аудио, видео, фотографии, текст и отправить это на сайт. Таким образом, флэш- журналистика, может удовлетворить желания современных потребителей информации, которые хотят моментально узнавать о событиях.

Если термины "конвергентная журналистика", "кросс- медийная журналистика" и "мультимедийная журналистика" можно употреблять как синонимы, то термины "цифровая журналистика", "флэш-журналистика" в этот синонимический ряд вписывать некорректно.

"Конвергентная журналистика" – более общее понятие, термины "мультимедийная журналистика" и "кросс-медийная журналистика" акцентируют внимание на основных составляющих конвергентной журналистики – рассказ о событиях в мультимедийной форме, распространение контента по разным медиаплатформам, совместное создание контента журналистами из разных подразделений медиакомпании.