Определение ущерба от нарушения природоохранного законодательства

Основными нормативными правовыми документами, устанавливающими принципы оценки вреда окружающей среде и связанных с этим вредом убытков, являются:

– Федеральный закон "Об охране окружающей среды";

– Гражданский кодекс РФ.

Согласно ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" "определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде".

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются "расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода)".

В качестве подзаконного акта федерального уровня, раскрывающего принципы определения размера убытков, возникающих в связи с ухудшением качества земель и ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, является постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением нрав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц". В соответствии с данным постановлением при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений нрав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, которые утверждаются Росреестром по согласованию с Росимуществом и Министерством экономического развития РФ.

Применение методических рекомендаций требует:

а) четкого определения правового статуса землепользователя по отношению к земельному участку;

б) наличия одного из следующих документов: соглашения о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка; акта государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка; акта государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц; решения суда;

в) расчета рыночной стоимости земельного участка с ограничениями прав (фактически при существующем использовании, закрепленном каким-либо документом органов местного самоуправления) и рыночной стоимости без ограничений прав (при его наиболее эффективном использовании из всех возможных при отсутствии ограничений).

Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" субъекты РФ имеют право на создание методик оценки вреда окружающей среде, что зафиксировано в ст. 6 данного Закона, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится "разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением".

В связи с неопределенной правовой базой оценки вреда, причиненного земле, и связанных с этим убытков собственников земельных участков и землепользователей расчет производится для разных случаев применения нормативных правовых документов, действующих в настоящее время в сфере оценки и возмещения вреда и ущерба окружающей среде и убытков субъектов гражданских отношений (табл. 5.16).

Таблица 5.16

Виды нарушений, причиненный ими вред и связанные с этим убытки

Вид нарушения

Вред, причиненный природной среде и ее отдельным компонентам и природным ресурсам

Ущерб и убытки

Добыча глины без получения лицензии на разработку месторождения общераспространенных полезных ископаемых

Полное изъятие общераспространенного полезного ископаемого – глины

Цена глины, изъятой из карьера

Уничтожение (деградация) почвы в результате самовольной добычи глины и несоблюдение требований складирования почвы при проведении работ

Потеря почвенного слоя

Цена растительного грунта, который условно можно считать аналогом утраченного

Захламление территории – складирование без разрешения строительных отходов и грунта

Образование несанкционированного полигона строительных отходов и грунта с холмом над поверхностью земли в 5–10 м

Затраты на снятие верхней части холма, вывоз мусора и фунта на полигон, плата за размещение на полигоне, проведение благоустройства территории

Нарушение вида разрешенного использования

Использование земельного участка способом, не установленным московским законодательством, ограничение прав собственника по распоряжению земельным участком

Снижение стоимости недвижимости

Неуплата земельных платежей

Не установлено

Варианты расчета:

1. Расчет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262.

2. Расчет в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, регулирующей вопросы оценки и возмещения убытков юридических и физических лиц, и в соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды", регулирующих вопросы оценки и возмещения вреда окружающей среде, и других нормативных актов, раскрывающих отдельные положения и порядок расчета убытков.

3. Расчет в соответствии с Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами и Методикой определения размеров ущерба от деградации почв и земель.