Определение уровня воздействия инновационного фактора на конкуренцию

В рамках приведенного в предыдущем параграфе расчета уровня конкурентоспособности инновационный фактор оценивается на основе двух индексов с одинаковым весом: уровень развития бизнеса (50%) и уровень инноваций (50%). Уровень использования экономикой инноваций определяется с помощью восьми показателей, часть из которых представляют собой статистические данные, а часть – данные опросов:

1) способность экономики к инновациям;

2) качество научно-исследовательских институтов;

3) расходы компаний на НИОКР;

4) сотрудничество университетов и промышленности;

5) правительственные закупки высокотехнологичных товаров;

6) доступность для промышленности ученых и инженеров;

7) количество патентов;

8) защита интеллектуальной собственности (из первого фактора).

Россия, занимая в рейтинге конкурентоспособности 2008–2009 гг. 51-е место из 134 стран, включенных в исследование, заняла 48-е место по фактору уровня развития инноваций. Это указывает на вполне достойное развитие данного вида конкурентных преимуществ в отечественной экономике. Выше были оценены доступность для промышленности ученых и инженеров, количество патентов, а также в целом способность российской экономики к инновациям, качество научно-исследовательских институтов и расходы компаний на НИОКР. Наиболее негативное влияние на развитие инновационного типа конкурентных преимуществ России оказывает уровень защиты интеллектуальной собственности (такой же, как в некоторых экономически слабо развитых странах, например Нигерии, Таджикистане, Зимбабве и Танзании). Кроме того, хуже среднего обстоят дела и с правительственными закупками высокотехнологичных товаров (рис. 11.1).

К сожалению, в последнем рейтинге 2011–2012 гг. конкурентоспособность нашей страны в связи с кризисными явлениями в мировой экономике снизилась до 66-го места, а оценка фактора инноваций – до 71-го. Причем за исключением способности экономики к инновациям (38-е место) и количества патентов – 47-е место, которые осталось среди конкурентных преимуществ российской экономики, остальные показатели значительно ухудшились. Так, качество научно-технических институтов снизилось до 60-го места, расходы компаний на НИОКР – до 61-го, сотрудничество университетов и промышленности – до 75-го, доступность для промышленности ученых и инженеров – до 72-го места, правительственные закупки высокотехнологичных товаров – до 99-го и защита интеллектуальной собственности – до 126-го места (последние два – одни из наиболее "плохих" показателей, препятствующих повышению конкурентоспособности российских предпринимателей).

Динамичное развитие ряда стран мира, успешное и быстрое совершение национальных конкурентных преимуществ, которое позволило этим странам встать в один ряд с наиболее развитыми экономиками, подтверждает тот факт, что прогрессивное развитие возможно, причем неважно, с какой стадии экономика начинает совершенствовать свои конкурентные преимущества. Пример стран, которые за относительно короткий срок смогли встать в ряд с наиболее сильными с точки зрения использования инноваций экономиками и добиться значительного повышения национальной конкурентоспособности, создает очевидные стимулы для остальных развивающихся стран. Вместе с тем для повышения уровня конкурентоспособности через развитие инноваций необходимы комплексные стратегии развития именно этого типа конкурентных преимуществ на всех уровнях в национальном масштабе. Поэтому, безусловно, исследование таких стратегий, как и мирового опыта государственного регулирования в сфере инноваций, является необходимым условием для будущего развития, в то же время такие исследования должны базироваться на адекватной оценке конкурентных преимуществ и недостатков экономики, выявление которых позволяет разрабатывать целевые меры, направленные на повышение ее конкурентоспособности, в том числе за счет повышения степени использования инноваций.

Рис. 11.1. Уровень показателей, оценивающих инновационный фактор России, место из 134 экономик