Определение цены, прибыли и объема производства в краткосрочном и долговременном периодах

Проанализируем поведение в определении цены и объема производства фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции. Степень эластичности кривой спроса компании в этих условиях будет зависеть от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, т.е. тем больше ситуация будет приближаться к чистой конкуренции.

Фирма будет максимизировать свою прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода. Она производит объем продукции, назначает цену и достаточно удачлива, чтобы получить совокупную прибыль (рис. 10.1а). Но может сложиться и менее благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящая фирму в положение, при котором она несет убытки в краткосрочном периоде. Это проиллюстрировано на рис. 10.16.

Из рисунка следует, что экономическая прибыль побудит новые фирмы вступить в отрасль, но в итоге в ходе конкуренции они будут ликвидированы (рис. 10.1а). Убытки вызовут массовый выход фирм из отрасли до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены (рис. 10.16). Таким образом, если цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого МЯ = МС, в долговременном периоде достигается положение равновесия (рис. 10.1").

В долговременном периоде для фирм, действующих при монополистической конкуренции, существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности. Вероятно, что равновесие, обеспечивающее получение нормальной прибыли в этом периоде, является приемлемым изображением действительности.

Фирмы в условиях монополистической конкуренции могут получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде. Условие легкого вступления и выхода из отрасли вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде.

Рис. 10.1. Тенденции к получению нормальной прибыли: а - прибыль в краткосрочном периоде; б - убыток в краткосрочном периоде; в - равновесие в долговременном периоде

В долговременном периоде в условиях монополистической конкуренции цена превышает предельные издержки, что означает недораспределение ресурсов для данного продукта. Превышение цены над минимальными средними валовыми издержками указывает на то, что потребители не получают продукт по наименьшей цене, которую условия издержек допускали бы. Однако так как кривая спроса фирмы является высокоэластичной, эти издержки монополистической конкуренции не следовало бы слишком подчеркивать.

Максимизация прибыли

Цель монополии - максимизация прибыли посредством контроля над ценой и объемом производства на рынке. Средство достижения цели - монопольная цена, которая обеспечивает прибыль и является формой эффективной реализации потенциала монополии на рынке.

В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль (минимизировать убытки), производя такой объем продукции, который находится в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Процесс установления равновесия на монопольном рынке: Р - монопольная пена; Л - цена совершенной конкуренции; ЛЛ'- кривая спроса на товар; ЯМ - кривая предельной выручки; /уУ - уровень издержек производства; РЬМР^ - дополнительная или монопольная прибыль

Чтобы получить совокупную прибыль, фирма производит определенный объем продукции и назначает цену. Но может сложиться и менее благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящая ее в условиях монополистической конкуренции в положение, при котором она несет убытки в краткосрочном периоде. Следовательно, в краткосрочном периоде фирма может получить либо прибыль, либо убытки.

В долговременном периоде для фирм, действующих в указанных условиях, существует тенденция к безубыточности, так как цена превышает минимальные средние валовые издержки. Это указывает на то, что потребители не получают продукт по наименьшей цене, которую допускали бы условия издержек монополистической конкуренции.