Определение трудоемкости и материалоемкости образовательных программ

Трудоемкость характеризуется количеством студентов, приходящихся на одного преподавателя, что в свою очередь зависит от технологии обучения, уровня оснащенности учебного процесса и материально-технической базы образовательной структуры. Одновременно материально-техническая база, на которой реализуется образовательная программа, отражается на уровне материальных затрат. Степень использования технических средств обучения зависит от применяемых технологий обучения. Из этого следует, что вышеназванные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В дореформенной экономике образования не применялась терминология "трудоемкость и материалоемкость образовательных программ", но при этом четко планировались нормы численности студентов на одного преподавателя, что являлось основанием для утверждения вузу штата профессорско-преподавательского состава с учетом выполнения всех видов учебно-методической и научно-исследовательской работы в пределах шестичасового рабочего дня. При этом заведующий кафедрой имел право дифференцировать объем разного вида работ с учетом целесообразности использования потенциала преподавателей на научно-исследовательской или учебно-методической работе.

В настоящее время образовательные программы стандартизированы и рассчитаны на определенные сроки обучения в зависимости от базового образовательного уровня. Как отмечалось выше, продолжительность программы в часах – первый фактор, влияющий на ее трудоемкость. Стандартами предусмотрено аудиторное время студентов вузов не свыше 27 часов в неделю (без учета занятий по физической подготовке и факультативным дисциплинам).

Характеризуя трудоемкость той или иной образовательной программы, следует выделить трудоемкость индивидуальную (для каждого студента), которая характеризуется данными стандарта и определяется по формуле

где – индивидуальная трудоемкость; – количество недель теоретического обучения; t – среднее количество часов аудиторных занятий в неделю; – количество часов практики; – затраты времени на промежуточную и итоговую аттестацию; – количество часов самостоятельной работы студента.

Таким образом, время, отведенное на усвоение образовательной программы, определяется стандартными требованиями.

Помимо индивидуальной трудоемкости образовательных услуг для образовательных учреждений важна общая трудоемкость, на величину которой влияет количественный контингент обучающихся. Обучающая программа может быть реализована на группу студентов 25–30 чел. или на поток 100–150 чел.

При дифференциации занятий на лекционные, семинарские, практические и лабораторные с разделением групп на подгруппы (изучение иностранных языков, информационных технологий и пр.) существенно изменяется трудоемкость образовательной программы. Чем больше численность потока, тем ниже затраты профессорско-преподавательского труда на одного студента за счет снижения трудоемкости. Однако механическое укрупнение групп нередко сказывается на качестве усвоения лекционного материала.

При традиционных методах обучения срабатывает схема: снижение трудоемкости – ухудшение качества подготовки специалиста. Одновременно деление групп на подгруппы ведет к увеличению трудовых затрат, и нередко мелкогрупповые занятия приближаются по сути к индивидуальным занятиям студента с преподавателем. Из этого следует, что общая трудоемкость образовательной программы зависит от контингента студентов и наполняемости групп.

Снижение общей трудоемкости обеспечивает для учебных заведений повышение эффективности реализации образовательных программ. В условиях российской плановой экономики этот эффект характеризовался законом концентрации производства, в теории рыночной экономики он объясняется эффектом массы. И в том, и в другом случае эффект достигается за счет снижения доли условно постоянных (непропорциональных) расходов в общих затратах на единицу работ (услуг). Но в сфере образовательных услуг этот эффект появляется не только за счет сокращения доли косвенных затрат, обусловленных трудоемкостью образовательных программ, но и за счет снижения доли заработной платы профессорско-преподавательского состава, приходящейся на одного обучающегося. При дроблении групп и их малочисленности общая трудоемкость обучающих программ повышается, следовательно, затраты растут.

В дореформенной экономике образовательные учреждения при полном бюджетном финансировании не были заинтересованы в снижении трудоемкости и затрат на обучение.

В условиях рыночных отношений должны работать экономические стимулы и методы управления, что подчеркивает своевременность проблемы повышения эффективности образования за счет внедрения новых технологий. Однако их внедрение одновременно отразится на повышении единовременных и текущих затрат за счет увеличения материалоемкости программы. В данном случае увеличение материалоемкости может нивелировать эффект от снижения трудоемкости, и на определенном этапе вместо снижения общих затрат может наблюдаться их повышение. Чтобы избежать неожиданных результатов от внедрения инноваций в обучение, необходимо задействовать механизм бизнес-планирования и анализа в сфере образовательных услуг.

Трудоемкость образовательных программ должна учитываться при расчете штатов и, главное, при определении затрат на оплату труда профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего образовательную программу.

Сложившаяся в России практика расчета численности ППС основана на величине контингента обучающихся и действующих нормативах, которые периодически меняются. Нормы численности студента на одного преподавателя могут дифференцироваться в зависимости от типа учебного заведения и от формы обучения, что подчеркивает взаимосвязь формы обучения и трудоемкости образовательных программ.

Чтобы обосновать потребную численность ППС, необходим расчет общей трудоемкости, что позволит более точно определить себестоимость и экономическую выгоду от реализации соответствующих образовательных продуктов при определенных условиях функционирования образовательного учреждения.

Общая трудоемкость может быть рассчитана по формуле

где – общая трудоемкость образовательной программы; – суммарное время лекций по всем курсам образовательной программы; – коэффициент, корректирующий нагрузку при организации поточного чтения лекций; – время, отведенное на практические (семинарские) аудиторные занятия; – коэффициент, корректирующий нагрузку при проведении практических занятий по подгруппам; – время, отведенное на лабораторные занятия; – коэффициент, корректирующий нагрузку при проведении лабораторных занятий (по подгруппам); – время на осуществление контрольных функций (текущий контроль успеваемости, семестровые экзамены и зачеты, затраты времени на итоговую аттестацию); – коэффициент, корректирующий нагрузку при выполнении контрольных функций; – планируемое время на выполнение самостоятельной работы студента под руководством и контролем преподавателя; – время подготовки к занятиям; – время на методическое обеспечение лекционных и практических занятий; – время, необходимое для выполнения курсовых работ; – время, отведенное на дипломное проектирование (дипломную работу) и итоговую аттестацию; – время, необходимое для руководства производственными практиками.

При расчете учебной нагрузки, планировании фонда оплаты труда ППС необходимо использовать коэффициенты, понижающие и повышающие трудоемкость образовательных программ. Применение единого механизма расчета этих коэффициентов не означает одинаковость их размера: их величина может быть индивидуальной для каждого вуза. Так, если обучающая программа реализуется на потоке численностью 100 чел. (четыре группы по 25 чел.), то лекционные занятия рассчитываются с коэффициентом 1, практические – с коэффициентом 4, а при разделении групп на подгруппы (лабораторные работы и занятия по иностранному языку) этот коэффициент равен 8.

Таким образом, если на курс изучаемой дисциплины в составе программы отводится 68 ч, в том числе 34 ч на практические занятия, для потока в 100 человек трудоемкость составит: для лектора – 34 ч, ассистента – 136 ч, а затраты времени на выполнение контрольных функций в пределах действующих нормативов – 50 ч. При этом трудоемкость самостоятельной работы студента учитывается только в части времени работы студента с преподавателем: например, консультирование по курсовому проектированию или индивидуальная работа студента с преподавателем при выполнении научно-исследовательских работ. Практически учитывается только время консультаций, а реальные затраты времени зависят от индивидуальных возможностей обучающихся.

Общая трудоемкость должна отражать затраты времени на подготовку преподавателей к занятиям, разработку учебно-методических пособий, проверку рефератов и других видов неизбежных работ преподавателя. В учебной практике эти виды работ, как правило, планируются на вторую половину дня и отражаются в индивидуальных планах.

Общая трудоемкость образовательной программы зависит и от формы ее реализации. Так, при очной форме обучения по сравнению с заочной формой трудоемкость значительно выше, но при этом доля затрат времени на методическое обеспечение каждого студента заочного обучения должна быть больше. На основе общей трудоемкости образовательных программ, с учетом форм их реализации можно определить прямые расходы по заработной плате ППС, на долю которых приходится 40–50% себестоимости образовательных программ.

Такое положение позволяет считать правомерным формирование затрат на реализацию образовательных программ на основе трудоемкости и расходов по заработной плате. При этом связь этих показателей очевидна, что будет подтверждено ниже примерами расчета себестоимости.

Существенную роль в формировании прямых затрат, относимых на себестоимость образовательной программы, является ее материалоемкость, которая характеризуется долей стоимости материальных затрат в общих затратах на обучение. Этот показатель, известный в промышленности, достоин применения и в сфере образования. Уровень материалоемкости зависит от множества факторов, но основными можно считать типы учебных заведений и технологии обучения.

Затраты на обучение, в основном за счет материалоемкости в образовательных структурах, занимающихся подготовкой специалистов для здравоохранения (медицинские вузы), всегда были выше по сравнению с другими вузами. Расходы на подготовку технологов в рыбной, пищевой, лесной, текстильной промышленности также значительно превышают аналогичные расходы в юридических, экономических, педагогических и других учебных заведениях.

Материально-техническая база учебного заведения предопределяет возможности изучения дисциплин, используя традиционные методы или активизацию их, применяя электронные учебники, выход в Интернет, макеты лекций по каждой теме учебных дисциплин и т.д. Учебным заведениям всегда был присущ различный уровень обеспеченности ресурсами. Сочетание лекционного и практического курсов обучения также оказывает влияние на материалоемкость затрат.

В настоящее время отсутствует нормативная база для расчета материалоемкости образовательных программ. Существующие разрозненные показатели либо устарели, либо не аргументированы.

Предусмотренные нормативами затраты на приобретение материалов для лабораторных работ в размере одного минимального размера зарплаты на одного студента в год должны корректироваться в зависимости от типа вуза и удельного веса лабораторных и практически занятий.

Нормативные показатели материалоемкости образовательных программ следует разрабатывать для каждого типа учебного заведения в зависимости от его возраста. Нельзя требовать от вновь созданного образовательного учреждения и вуза с традициями одинакового уровня материально-технической базы, так как совершенно очевидно, что период становления проходят все учебные заведения, и поэтому при разработке нормативов финансирования необходимо предусматривать затраты дифференцированно не только по типам образовательных структур, но и по "возрастным" группам, например:

1 группа –до 5 лет;

2 группа – до 10 лет;

3 группа – до 20 лет;

4 группа – свыше 20 лет.

Это позволит обосновать как затраты на обучение, так и нормативы финансирования вузов.