Определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза

Определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, зависит от направления их перемещения. Если товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза, то их таможенная стоимость определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров; если же товары с данной территории вывозятся – в соответствии с законодательством того государства – члена Таможенного союза, таможенными органами которого осуществляется декларирование.

В соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров таможенная стоимость ввозимых товаров определяется декларантом самостоятельно либо его таможенным представителем. В некоторых случаях допускается определение таможенной стоимости таможенным органом. Например, если декларант нс согласен с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров, то таможенный орган сам осуществляет корректировку заявленной таможенной стоимости и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 68 ТК ТС).

Таможенная стоимость подлежит декларированию в тех случаях, когда товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза, пересекли таможенную границу Таможенного союза и впервые были помещены под таможенную процедуру. Исключением из установленного правила является помещение товаров под процедуру таможенного транзита.

При изменении изначально заявленной таможенной процедуры таможенная стоимость товаров должна определяться исходя из их состояния на момент первого после пересечения таможенной границы Таможенного союза помещения под таможенную процедуру.

Особые правила определения таможенной стоимости товаров устанавливаются для тех случаев, когда товары пришли в негодность, были испорчены или повреждены вследствие действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе. Указанные товары подлежат помещению под выбранную декларантом таможенную процедуру, как если бы они были ввезены в негодном, испорченном или поврежденном состоянии (ст. 235 ТК ТС). Например, если декларант помещает эти товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то их таможенная стоимость будет определяться не по общему правилу, приведенному выше, а на день их декларирования для внутреннего потребления, как если бы такие товары были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза (ст. 238 ТК ТС).

Как уже было отмечено, таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством того государства – члена Таможенного союза, таможенными органами которого осуществляется декларирование. В Российской Федерации компетенцией но установлению порядка определения таможенной стоимости вывозимых товаров наделено Правительство РФ (ст. 14 Закона о таможенном тарифе). Такой порядок закреплен постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500 "О Порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации".

В п. 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191, указывается, что под таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров понимается "стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения". Вместе с тем таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, не может быть определена по стоимости сделки с ними при наличии:

• прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами (за исключением тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров);

• зависимости продажи товаров или их цены от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров может быть количественно определено;

• обстоятельства, благодаря которому любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу;

• взаимозависимости между покупателем и продавцом и др.

В таких случаях таможенная стоимость товаров определяется на основе стоимости сделки с идентичными либо однородными товарами или на основе расчетной стоимости.

Положениями, содержащимися в ст. 65 ТК ТС, закрепляется общий порядок заявления таможенной стоимости товаров. Декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с требованиями гл. 9, 27 ТК ТС.

В ДТС подлежат отражению следующие сведения:

• о методе определения таможенной стоимости товаров;

• величине таможенной стоимости товаров;

• об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров. Такие сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Важно знать, что декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары. В случае если таможенным законодательством Таможенного союза не предусматривается заполнение ДТС[1], сведения о таможенной стоимости ввозимых товаров все равно заявляются в декларации на товары.

При выявлении недостоверности или недостаточной подтвержденности заявленных в декларации на товары сведений о таможенной стоимости товаров, таможенный орган вправе мотивированно потребовать представления ДТС.

Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением КТС[2].

При определении таможенной стоимости товаров с помощью метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами применяется форма ДТС-1, установленная в разделе II "Правил заполнения ДТС-1"[3]. Использование альтернативных методов определения таможенной стоимости обусловливает применение иной формы ДТС – ДТС-2, порядок заполнения которой определяется законодательством государств – членов Таможенного союза самостоятельно.

Кроме ДТС-1 и ДТС-2 в Российской Федерации используются ДТС-3 и ДТС-4. Их применение было внедрено в таможенную практику приказом ФТС России от 27.01.2011 № 152 "Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации". Данным документом был установлен порядок, определивший условия декларирования таможенной стоимости товаров, правила заполнения деклараций таможенной стоимости форм ДТС-3 и ДТС-4 на товары, вывозимые из Российской Федерации (например, при помещении временно вывезенных товаров под таможенную процедуру экспорта или переработки вне таможенной территории), для которых установлены таможенные пошлины и налоги, исчисляемые, исходя из их таможенной стоимости и декларируемые с использованием декларации на товары.

В соответствии с приказом ФТС России от 27.01.2011 № 152 ДТС-3 заполняется при определении таможенной стоимости вывозимых товаров (по методу 1) или по резервному методу (методу 6) на основе гибкого применения метода 1, в иных случаях заполняется ДТС-4.

Декларация таможенной стоимости оформляется с помощью печатающих устройств на листах формата А4 по соответствующим формам и заполняется в двух экземплярах, один из которых после принятия таможенным органом решения о таможенной стоимости вручается декларанту (таможенному представителю), а второй хранится в таможенном органе в соответствии с порядком и сроком, установленными для хранения таможенных деклараций. Кроме того, в ходе заполнении ДТС формируется ее электронная копия, которая представляется в таможенный орган.

Декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в ДТС недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.