Определение и ОГЛАВЛЕНИЕ наиболее важных показателей экономической безопасности

1. Центральным показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП). Второй ее макроэкономический показатель – валовой национальный продукт (ВНП). Оба они определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за определенный период. Подсчитываются эти показатели как в текущих ценах, так и в ценах какого-либо базового года. В США основным показателем является ВНП (GNP).

Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем.

ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий на территории страны.

ВНП – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг независимо от местонахождения национальных (отечественных) предприятий – в своей стране или за рубежом.

Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных расходов (доход наемных работников, рентный доход, ссудный процент, прибыль корпораций) от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВВП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, – с другой.

В показатель ВНП входит сальдо внешней торговли (а в общем виде – сальдо платежного баланса). Однако в различных странах удельный вес внешнеторговой деятельности во всей хозяйственной деятельности очень различается. Поэтому для международных сопоставлений степени развитости экономики применяется показатель ВВП, который представляет собой ВПП за вычетом сальдо платежного баланса.

В полностью закрытой экономике ВВП = ВНП. Для ведущих стран Запада сальдо платежного баланса не более 7 ± 1% ВВП, но есть и исключение: для Люксембурга ВНП = 1,10 × ВВП.

Переход к новым показателям ВВП и ВНП в нашей стране начал осуществляться с 1988 г. путем пересчета валового общественного продукта (ВОП) и национального дохода (НД). Показатель ВОП являлся основным в советской экономической науке и представлял собой стоимость всего объема произведенных товаров и услуг с включением в нее затрат на сырье, материалы, топливо и др., т.е. допускался повторный счет. То же самое было и с НД.

Принято различать номинальный ВВП – стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода, и реальный ВВП – стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года.

2. Дефлятор ВВП (IPD) равен отношению номинального ВВП к реальному ВВП, выраженному в процентах.

3. Индекс потребительских цен ИПЦ (CPI), который часто называется индексом стоимости жизни, – отношение стоимости потребительской корзины в текущем году к стоимости потребительской корзины в базовом году, выраженное в процентах. Индекс CPI используется более широко, чем дефлятор ВВП, и именно по CPI рассчитывается реальный ВВП. В США CPI рассчитывается по цене фиксированной рыночной корзины, содержащей 400 потребительских товаров, общее количество которых в расчете на год обеспечивает минимально достаточную калорийность.

4. Теми роста – отношение значения показателя переменной экономической величины в текущем периоде к ее значению в базовом году, умноженное на 100.

5. Экономический рост – это темп прироста реального ВНП, т.е. выраженное в процентах изменение (увеличение или уменьшение) реального ВНП за определенный период времени (как правило, за год).

В СССР в течение многих десятилетий экономический рост измерялся произведенным национальным доходом, и лишь с 1987 г. начали применять показатель ВНП. В России в 1990-х гг. ВВП стал основным показателем динамики народного хозяйства.

6. Темп (уровень) инфляции – это темп прироста индекса потребительских цен за определенный период (обычно за год), выраженный в процентах.

7. Прожиточный минимум (социальный и физиологический) – совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей, социальных и духовных запросов, которые общество признает необходимым для сохранения социально приемлемого образа жизни. В России с ноября 1993 г. прожиточный минимум рассчитывается по набору из 25 товаров (до этого – из 19 товаров).

8. Платежный баланс – статистический отчет о состоянии внешнеэкономических связей страны за определенный период.

9. Показатель уровня трудоустройства F – доля безработных, которые ежемесячно находят работу.

10. Показатель уровня увольнения рабочих S – доля занятых, которые ежемесячно теряют работу.

11. Уровень (норма) безработицы – отношение числа безработных к общей численности совокупной рабочей силы, выраженное в процентах:

Уровень безработицы = S / (S + F).

12. Децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. (Иногда вместо 10% применяется контрольный уровень 20%.)

13. Коэффициент Джини – характеризует распределение совокупного дохода между группами населения (иначе называется индексом концентрации доходов населения). Вычисляется по кривой Лоренца.

14. Показатель чистого экономического благосостояния (показатель Нордхауса – Тобина) – NEW – корректирует ВПП путем вычитания отрицательных факторов (например, загрязнение, перенаселение городов) и добавления стоимости нерыночной деятельности, а также оценки свободного времени. Величина NEW больше ВНП, но рост первого происходит медленнее. Оценки NEW весьма приблизительны и говорят лишь о том, что показатель ВНП (ВВП) далек от совершенства в качестве меры экономического благосостояния, но остается основным измерителем результатов экономической деятельности и используется на практике также для определения благосостояния. Это лучший показатель, который имеется в нашем распоряжении в существующих условиях.

15. Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

16. Государственный долг – алгебраическая сумма дефицитов бюджета и избытков за все прошлые годы.

17. Обменный курс валют (валютный курс) – соотношение обмена двух денежных единиц или цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны.

18. Паритет покупательной способности (ППС) – фактическое соотношение между валютами сравниваемых стран, рассчитываемое как соотношение цен на аналогичные товары и услуги, произведенные в этих странах. Это реальная цена национальной денежной единицы в валюте другой страны. Иногда ППС называется реальным обменным курсом.

19. Показатель реальных условий обмена – отношение цен (индекса потребительских цен) на отечественные товары к ценам (индексу потребительских цен) на зарубежные товары и обменному курсу национальной валюты. Он показывает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага. При его росте реальные условия обмена страны улучшаются.

20. Денежный мультипликатор – увеличение объема денег в обращении (прирост предложения денег) в результате роста денежной базы на единицу.

21. Денежная база – сумма наличных денег в обращении и банковских резервов.

22. Кредитный мультипликатор показывает, во сколько раз возрастет денежная единица, поступившая в банковскую систему.

23. Процентная ставка – плата за деньги, предоставляемые в кредит.

24. Учетная ставка – ставка, которая устанавливается правительством административным путем, а не в результате конкуренции.

25. М0 – агрегированный показатель денежной массы, представляющий собой наличные деньги в обращении.

26. Ml = М0 + Депозиты населения в сбербанках до востребования, депозиты населения и предприятий в коммерческих банках до востребования, средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах.

27. М2 = Ml + Срочные мелкие вклады в сбербанках (до 100 тыс. долл.).

28. М3 = М2 + Депозитные сертификаты банков и облигации государственного займа.

29. Скорость обращения денег – количество раз, которое денежная единица меняет своего владельца в течение определенного периода.

30. Валовые инвестиции – общая сумма продукции, направленной в течение данного периода времени на увеличение основного капитала и запасов.

31. Чистые инвестиции – равны валовым инвестициям за вычетом амортизации.

32. Бедность (нищета) – состояние, при котором основные потребности индивида или семьи превышают имеющиеся средства для их удовлетворения. В США семья считается бедной, если ее доход менее чем в три раза превосходит уровень, определяемый Министерством сельского хозяйства в качестве издержек на "нормальное продовольственное обеспечение" семьи. В России бедность измеряется прожиточным минимумом (социальным и физиологическим).

33. Уровень (порог) бедности – доля числа людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума в численности населения от 15 лет и старше. Различают верхний порог бедности и нижний соответственно при социальном и физиологическом прожиточном минимуме.

34. Уровень занятости – доля (процент) занятых от населения в возрасте 16 лет и старше (в США).

35. Чистый национальный продукт (ЧНП) – ВНП за вычетом амортизационных отчислений.

36. Национальный (заработанный, полученный) доход (НД) = ЧНП – Косвенные налоги на предприятия и государственные субсидии.

37. Личный (полученный, располагаемый) доход (ЛД) = НД – (Взносы на социальное страхование + Налоги на прибыль предприятий + Нераспределенные прибыли предприятий) + Транспортные платежи (выплаты государства населению) и дивиденды по акциям, принадлежащим частным лицам.

38. Использованный НД (ИНД) = НД – Потери (на стихийные бедствия, ущербы при хранении и т.д.) и внешнеторговое сальдо (чистый экспорт).

39. Доход после уплаты индивидуальных налогов = ЛД – Индивидуальные налоги.

Согласно определению, приведенному в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации, "государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет". Это значит, что в официальных документах понятие "экономическая безопасность" рассматривается как составная часть понятия "национальная безопасность". Другими словами, понятие "национальная безопасность" более широкое, оно включает в себя понятие "экономическая безопасность государства", а также другие составляющие, такие как военная (оборонная) безопасность и др.

В основе базового принципа обеспечения экономической безопасности лежит следующий алгоритм.

1. Определение основных направлений обеспечения экономической безопасности. Процесс выделения основных направлений обеспечения экономической безопасности государства должен учитывать все виды экономической деятельности государства.

2. Определение перечня показателей экономической безопасности. Система показателей разрабатывается экспертным методом с учетом специфики объекта экономической безопасности. На основе разработанной системы показателей и пороговых значений проводится регулярный мониторинг с анализом и оценкой полученных результатов и их отклонений от пороговых значений.

3. Определение пороговых значений показателей экономической безопасности. На данном этапе достаточно сложной представляется разработка точных критериев и уровней безопасности государства. Здесь необходимы обоснованное определение и расчет предельных (пороговых) значений тех показателей экономической безопасности, по которым возможно провести такие расчеты. Возможность проведения подобных расчетов обусловлена наличием достоверной статистической информации за достаточно продолжительный ретроспективный период. Это позволит вовремя и с наименьшими потерями по основным функциональным составляющим корректировать в случае необходимости неверные решения.

4. Определение фактического значения показателей экономической безопасности. Сбор данных об изменении значений показателей экономической безопасности. Консолидация данных с помощью единой централизованной информационной системы.

5. Сопоставление фактических значений показателей экономической безопасности с их пороговыми значениями. Комплексная оценка пороговых значений всех показателей (индикаторов), углубленное исследование с учетом взаимосвязей экономических параметров.

6. Определение внешних и внутренних угроз экономической безопасности (причин расхождения между фактическими и пороговыми значениями). На данном этапе определяются "слабые места" в системе экономической безопасности объекта, определяются основные угрозы системе экономической безопасности объекта в соответствии с основными направлениями деятельности объекта.

7. Разработка мер, направленных на ликвидацию угроз, снижение действия негативных последствий и укрепление позиций по основным направлениям обеспечения экономической безопасности.

Формирование эффективной системы экономической безопасности должно опираться на создание системы комплексного мониторинга, т.е. многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных показателей экономической безопасности государства с использованием современных инструментов учетной политики, наблюдения и контроля для регулирования экономических процессов.

Мониторинг как процесс представляет собой комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека. В нашем случае это система наблюдений за состоянием основных макроэкономических показателей для своевременного выявления последствий негативных процессов. Выявление угроз и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга показателей экономической безопасности государства как систематического сопоставления действительного положения экономики с желаемым.

Главной задачей системы мониторинга показателей экономической безопасности является формирование системы информационно-аналитического обеспечения, предполагающей выявление тенденций изменения основных показателей экономической безопасности, учет, анализ и прогнозирование мировых экономических изменений, а также определение угроз и рисков, которые необходимо снизить или распределить. Для эффективного проведения мониторинга необходимо создание единой информационной системы мониторинга показателей экономической безопасности.

Основным подходом к оценке уровня экономической безопасности государства является система показателей экономической безопасности и мониторинг данной системы показателей. По каждому показателю необходимо разработать пороговые значения. Пороговое значение представляет собой границу, за которой начинаются негативные для экономики явления, говорящие о наличии кризисных тенденций в данной сфере экономики (табл. 2.3). Возможно разработать систему с двумя уровнями пороговых значений. Первое, "предкризисное", значение характеризует нижнюю границу нормальной зоны, ниже которой опускаться нежелательно, однако это допустимо в течение краткосрочного периода. Второе, "кризисное", значение характеризует критическую зону и говорит о кризисном состоянии конкретного показателя, результатом чего могут стать необратимые последствия.

Пороговые значения показателей экономической безопасности в данном учебнике рекомендуется определять на основе сравнения:

1) со значениями целевых параметров, заданных в основных нормативных и иных официальных документах органов исполнительной власти;

2) со значениями, рекомендуемыми в качестве целевых параметров ведущими международными организациями (МОТ, ВОЗ и т.п.);

3) с аналогичными среднеотраслевыми показателями по другим видам экономической деятельности (при определении отраслевых пороговых значений экономической безопасности);

4) с аналогичными показателями ведущих регионов (при определении региональных пороговых значений экономической безопасности);

5) с аналогичными показателями экономически развитых стран (или выборки стран, являющихся ориентиром для текущего этапа развития экономики).

Пороговые значения показателей экономической безопасности должны соответствовать долгосрочным планам развития экономики государства. При этом все индексные показатели экономической безопасности должны в среднем значении составлять не ниже 100% к значениям предыдущего года для сохранения и закрепления существующих положительных тенденций.

Показатели экономической безопасности РФ и их поровые значения могут и должны быть модифицированы и скорректированы со временем с учетом тенденций изменения производственно-ресурсного потенциала страны, тенденций развития внешнего и внутреннего рынков и т.п.

Значения основных показателей представлены в табл. 2.3

Таблица 2.3

Значения основных макроэкономических показателей, определяющих уровень экономической безопасности государства

Показатель

Пороговое значение

Фактическое состояние

Соотношение фактического и порогового значений

Объем валового внутреннего продукта на душу населения от среднего по странам "Большой семерки"

50%

54,5%

1,09

Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности

70%

50%

0,71

Доля в промышленном производстве машиностроения

25%

18,0%

0,74

Объем инвестиций в основной капитал, % к ВВП

25%

15,0%

0,60

Государственные (бюджетные) расходы на научные исследования, % к ВВП

2%

0,56%

0,28

Доля инновационной продукции, % ко всей промышленной продукции

15%

4,9%

0,33

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума

7%

12,5%

1.77

Продолжительность жизни населения

70 лет

69,8 лет

0,99

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп

8 раз

16,4 раза

2,1

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

5 тыс.

2,5 тыс.

0,5

Уровень безработицы по методологии МОТ

7%

5,5%

0,78

Уровень инфляции за год

20%

6,6%

0,33

Объем внешнего долга, % к ВВП

25%

1,9%

0,08

Дефицит (профицит) бюджета, % к ВВП

5%

1,6%

0,32

Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте

10%

27,5%

2,75

Денежная масса М2, % к ВВП

50%

45%

0,9

Доля импорта во внутреннем потреблении – всего,

30%

53%

1,8

в том числе продовольствие

25%

40%

1,6

Дифференциация субъектов РФ по прожиточному минимуму

1,5 раза

2,8 раза

1,9