Лекция 14. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ ОЦЕНКИ

Под общей оценкой уровня качества продукции (товара или услуги) понимают совокупность оценок качества на всех стадиях ее жизненного цикла.

При количественной оценке уровня качества продукции определяют степень соответствия изделия принятым нормам значений важнейших единичных показателей качества, групповых показателей качества, обобщенного итогового показателя в долях единицы или в баллах. Кроме того, вычисляют относительные значения итоговых показателей качества оцениваемого и перспективного (достижимого по качеству) образца. Указанные показатели качества и технического уровня изделий определяются по частным методикам, разработанным применительно к определенным видам или типам изделий.

Известно, что процесс (технология) достижения высокого технического уровня машиностроительной продукции включает в себя все стадии жизненного цикла техники – от научных исследований и разработок, включая потребление (эксплуатацию), до утилизации готовой продукции.

Управление качеством продукции означает действия по оценке качества, принятию соответствующих управленческих решений и обеспечению необходимого уровня качества на всех стадиях (или этапах) жизненного цикла продукции. Определение ситуаций квалиметрической оценки напрямую связано со стадией жизненного цикла продукции. Структура жизненного цикла применительно к промышленной товарной продукции приведена в табл. 14.1.

Таблица 14.1

Этапы жизненного цикла создания продукции

Название

ОГЛАВЛЕНИЕ

I

Зарождение идеи

Технико-экономическое обоснование целесообразности и эффективности реализации идеи (бизнес-планирование)

2

Поиск ресурсов на реализацию идеи создания продукции

Поиск необходимого сырья, объектов недвижимости, технологий и оборудования, их реализующих, квалифицированной рабочей силы и в конечном счете – финансов

3

Разработка

макета

Осуществление этапа научно-исследовательской работы с математическим и физическим моделированием новой продукции

4

Разработка опытного образца

Осуществление этапа опытно-конструкторской работы с изготовлением опытной партии продукции, в результате испытаний которой формируется нормативная документация (конструкторская, технологическая), по которой будет осуществляться серийное производство

5

Изготовление пробной партии

Начало серийного освоения продукции, сопровождаемое отработкой технологии производства, изучением реакции потребителей на предлагаемую продукцию и соответствующими корректировками нормативной документации

6

Начало серийного производства

Серийное производство продукции, сопровождающееся ростом объемов производства и появлением прибыли от ее реализации

7

Выход в точку окупаемости

Быстрый рост объемов производства и реализации продукции, формирующий прибыль, достаточную для покрытия всех предыдущих расходов

8

Продолжение

роста

Продолжение роста объемов производства и расширения рынка реализации продукции

9

Замедление роста

Замедление роста объемов производства и реализации продукции, вызванное моральным старением продукции, ростом уровня конкуренции и "пресыщением" рынка предлагаемой продукцией

10

Остановка роста

Насыщение рынка предлагаемой продукцией, соответствующее равенству объемов предложения и спроса при постоянстве последнего. При этом в результате проведения и реализации результатов функционально-стоимостного анализа прибыль от продажи продукции продолжает расти

11

Спад

Объемы спроса на морально устаревшую продукцию падают. Все вложения в совершенствование этой продукции прекращаются, поскольку становится очевидной необходимость выпуска новой продукции. При этом одновременно решается проблема замены производства продукции более новым и постепенного демонтажа и продажи на менее притязательные рынки прав производства и соответствующего оборудования для морально устаревшей продукции

12

Завершение жизненного цикла

Прекращение выпуска морально устаревшей продукции после достижения объемами производства и прибылью от сбыта морально устаревшей продукции минимальных предельных значений