Определение основных движущих сил отрасли

М. Портер предложил классифицировать движущие силы отрасли в целях выявления важных и второстепенных причин изменений в отрасли. Основные движущие силы отрасли иногда называют доминантными. Движущие силы представлены рядом факторов, изменения которых приводят к значительным изменениям самой отрасли. Анализировать движущие силы отрасли следует для выработки стратегии предприятия, позволяющей ему успешно действовать в условиях внешней враждебной конкурентной среды. Движущие силы отрасли оказывают влияние независимо от действий предприятий. Следовательно, все большее значение приобретает фактор опережения, а это означает, что необходимо увеличивать достоверность прогнозов, которые становятся органичным элементом системы управления. Факторов, которые можно считать движущими силами, довольно много, часть из них специфична и характерна только для отдельно взятых ситуаций или отраслей [17].

Анализ движущих сил включает (табл. 4.3 и 4.4):

1) определение основных движущих сил отрасли;

2) определение степени влияния движущих сил на отрасль.

Таблица 4.3

Этап 1. Определение основных движущих сил отрасли

Факторы, являющиеся движущими силам и

Влияние фактора на отрасль

Изменение долгосрочных темпов роста отрасли

Фактор влияет на соотношение спроса и предложения, на условия вхождения в рынок и выхода из него, на характер и интенсивность конкуренции.

Устойчивый рост спроса привлекает новые компании и усиливает конкуренцию. На сужающемся рынке усиливается конкурентное давление, ужесточая борьбу за долю рынка и вызывая приобретения и слияния, в результате чего происходит консолидация отрасли при уменьшении участников

Изменения в составе потребителей

При появлении новых способов использования товаров появляются новые потребители. Выделенные силы меняют характер конкуренции, поскольку изменяется ассортимент товаров, изменяются прежние и появляются новые системы сбыта; возникают новые методы продвижения

Появление новых товаров

Укрепляет рыночную позицию компаний, производящих новые товары, за счет тех компаний, которые выпускают старую продукцию и запаздывают с выходом на рынок со своей новой продукцией. Появление новых товаров восстанавливает рост отрасли

Технологические изменения

Технологические новинки коренным образом изменяют ситуацию в отрасли, создавая возможности для производства новых и более качественных товаров при меньших издержках и открывая новые перспективы для отрасли в целом

Маркетинговые инновации

Приемы маркетинга повышают интерес к товарам, увеличивают спрос в масштабах отрасли, усиливают дифференциацию компании и снижают себестоимость продукции

Вход на рынок или выход из него крупных компаний

Появление на рынке нового мощного конкурента всегда меняет условия конкуренции: меняется не только расстановка сил среди игроков, но и характер конкуренции. То же самое происходит и при выходе из отрасли крупной компании: меняется структура конкуренции в отрасли, сокращается число лидеров (при улучшении позиций остающихся игроков), обостряется конкурентная борьба оставшихся компаний

Распространение технического ноу-хау

Это приводит к уменьшению преимуществ компаний, владевших ранее этим ноу-хау

Глобализация в отрасли

Фактор становится движущей силой, в случае когда:

• для достижения экономии на масштабе компаниям необходимо расширять рынок своей продукции за пределы страны;

• низкая цена является ведущим фактором захвата рынка;

• крупные компании в поисках новых рынков стараются закрепиться в как можно большем количестве стран;

• основные природные ресурсы или материалы поставляются из разных стран

Изменение в издержках и прибыли

Увеличение либо сокращение разрыва между издержками и прибылью у основных конкурентов может радикально изменить характер конкурентной борьбы в отрасли

Переход потребителей от стандартизированных товаров к дифференцированным

Развитие отрасли во многом определяется повышением либо снижением интереса потребителей к персонализированным товарам. Заметив смещение покупательских предпочтений в сторону персонализированной продукции, поставщики могут расширить клиентскую базу за счет изготовления товаров на заказ, новых моделей, оригинального дизайна, дополнительных функций. Вместе с тем потребители иногда считают, что стандартный товар по более низкой цене удовлетворяет их потребности ничуть не хуже, чем дорогостоящие товары с большим набором дополнительных свойств и индивидуальным обслуживанием. Сдвиг потребительских предпочтений в сторону стандартных товаров обостряет ценовую конкуренцию

Влияние

административных органов и изменение политики правительства

Ослабление вмешательства государства в экономику может привести в ряде отраслей к ускоренному развитию и изменению стратегических подходов

Изменение

общественных ценностей и образа жизни

Возникновение новых социальных проблем, изменение общественного мнения и стиля жизни – мощный источник перемен в отрасли

Снижение неопределенности и риска в бизнесе

Растущая отрасль обычно характеризуется отсутствием подробной информации о параметрах рынка, поэтому привлекает склонных к риску игроков. Есл и компаниям-пионерам сопутствует успех, в отрасль устремляются и более осторожные игроки (поздние последователи), обычно из числа крупных, финансово устойчивых компаний, ищущих выгодные возможности для инвестирования в растущие отрасли

Таблица 4.4

Этап 2. Определение степени влияния движущих сил на отрасль

Фактор

Тип влияния фактора на отрасль

Степень влияния фактора

Оценка воплощения характеристики

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Оценка воплощения характеристик определяется произведением двух характеристик:

1) тип влияния фактора на отрасль: отрицательные значения означают отрицательное влияние на организации, а положительные значения – соответственно положительное. Обычно используется бинарная система счисления: "+1" – положительное влияние, "–1" – отрицательное влияние;

2) каждой из характеристик может быть предписан весовой коэффициент, определяющий ее важность для отрасли (как правило, вес задается в пределах от 0 (совершенно не важно) до 1 (абсолютно важно)).

Чем ближе оценка воплощения характеристики к 0, тем менее важна эта характеристика для отрасли, поэтому доминанты имеют оценку воплощения ближе к "-1" или "+1". Таким образом, на отрасль оказывают влияние многие факторы, но лишь некоторые из них можно квалифицировать как движущие силы в том смысле, что именно они определяют особенности развития отрасли.