Определение оснований власти

Дифференцированный подход к использованию власти руководителями неизбежно приводят к вопросу о том, применение каких ресурсов наиболее эффективно в различных ситуациях. Для ответа на этот вопрос Дж. Френч и Б. Рейвен предложили свою схему способов применения властных ресурсов, которая сегодня считается классической. Они предложили восемь способов властного воздействия, которые назвали основаниями власти.

1. Власть принуждения. По мнению X. Хекхаузена, ее сила определяется ожиданием управляемого объекта применения власти (назовем его условно подчиненным) той меры, в какой управляющий субъект власти (назовем его властвующим лицом) способен наказать подчиненного за нежелательное поведение с помощью физического воздействия, ограничения свободы передвижения или действий, блокады удовлетворения той или иной потребности. Кроме того, в данном случае играет роль ожидание того, насколько властвующее лицо сделает применение санкций зависящим от нежелательного поведения подчиненного. Принуждение заключается в том, что свобода действий подчиненного в некотором социальном пространстве в значительной степени ограничивается.

2. Власть связей. Основана на связях применяющего власть субъекта с влиятельным или обладающим крупными ресурсами власти третьем лицом, через которое властвующее лицо может повлиять на поведение объекта применения власти (или подчиненного). Несмотря на то что в данном случае изменение поведения в желательную для него сторону добивается властвующее лицо, объект власти ориентирован нс на него, а на третье лицо, которое напрямую не задействовано в ситуации применения власти.

3. Власть эксперта. Ресурсом власти, позволяющим властвующему лицу изменять в нужную сторону поведение подчиненного, является совокупность знаний, навыков, интуиции и умений, приписываемых подчиненным по отношению к властвующему лицу. Властвующее лицо в глазах подчиненного выглядит экспертом в некоторой области (знает где, куда и как). В силу этого В подчиняется ему только в пределах данной области, с которой связаны его потребности и интересы, требующие компетентности властвующего лица. Как мы можем заметить, власть в данном случае ограничена определенной ситуацией, областью компетентности властвующего лица.

4. Референтная власть (или харизма). Сила власти в данном случае зависит от желания объекта воздействия власти (подчиненного) быть похожим или поступать так же, как властвующее лицо. Идентифицируя себя с властвующим лицом, подчиненный может восхищаться им, желать походить на него и в результате он будет выполнять многие желания властвующего лица относительно изменения своего поведения. В этом случае подчиненный очень часто идет на уступки желаниям и указаниям властвующего лица во многих областях их соприкосновения, так как мнение властвующего лица весьма значимо для него. Властное воздействие в данном случае легко воспринимается подчиненным. Харизма, таким образом, это – власть, построенная на силе личностных качеств и способностей лидера.

5. Нормативная власть. При использовании этого основания власти задействован механизм воздействия на поведение индивидов непосредственно со стороны нормативных культурных образцов. Власть в данном случае основана на "интернализованных В-нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и, в случае необходимости, настаивать на их выполнении"[1]. Иными словами, в данном случае властвующее лицо создает новые или использует старые, выгодные ему социальные нормы. Основной задачей властвующего лица является создание условий для интернализации этих норм большинством группы таким образом, чтобы они чувствовали дискомфорт при их нарушении, чтобы они считали эти нормы справедливыми и составляющими необходимую часть их субкультуры. Следует признать, что такое основание власти является наиболее предпочтительным для руководителей в организации, так как в этом случае не требуется затрат дополнительных управленческих ресурсов, направленных на контроль за выполнением нормативных требований. Кроме того, такие нормы действуют в течение достаточно большого промежутка времени. Отрицательной стороной этого основания власти можно считать низкую восприимчивость к социальным изменениям в силу весьма значительной устойчивости интернализованных нормативных образцов.

6. Информационная власть. Сила власти в данном случае основана на владении властвующим лицом информацией, представляющейся подчиненному достаточно ценной. Объект властного воздействия В нуждается в этой информации, он хочет быть "в курсе". За передачу этой информации властвующее лицо может требовать уступок в поведении подчиненного. Характер используемой в таком обмене информации может быть различным – от информации интимного характера, позволяющей осуществлять шантаж, до деловой информации, необходимой для успешного выполнения поставленной задачи в условиях организации. В настоящее время информация как ресурс власти приобретает все большую силу как в сфере межличностного общения, так и в сфере взаимодействия между организациями, а также между организациями и социальными институтами общества.

7. Власть вознаграждения. Представляет собой весьма распространенный способ применения власти, который означает воздействие через "ожидание подчиненным того, в какой мере властвующее лицо в состоянии удовлетворить один из его (подчиненного) мотивов и насколько властвующее лицо поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения подчиненного"[2]. При использовании этого основания власти следует отметить два существенных момента. Первое – это то, что властвующее лицо должно иметь ресурсы для удовлетворения какого-либо мотива подчиненного и ему известна сила воздействия на этот мотив с целью его удовлетворения. Второе условие заключается в том, что властвующее лицо должно заставить подчиненного поступать определенным образом, играя па удовлетворении этого мотива. Последнее условие далеко не всегда достигается. По этой причине часто выдача вознаграждения не приводит к нужному для властвующего лица изменению поведения подчиненного.

8. Власть через участие (привлечение) подчиненных к процессам управления. В данном случае властвующее лицо не навязывает свою волю подчиненному. Просто оно предлагает подчиненному принять участие в формулировании целей организации или ее подразделений, а затем в ее реализации (эта цель должна быть выгодна властвующему лицу). В дальнейшем подчиненный начинает следовать этим целям, так как, во-первых, считает их в какой-то степени своими собственными, во-вторых, он чувствует себя обязанным но отношению к тем, с кем разрабатывал цели в одной "команде". Однако такое основание власти может применяться руководителями лишь при достаточно высокой культуре подчиненных.