Определение конкурентоспособности образовательных услуг

Осуществляя свою деятельность в условиях конкурентной среды, вузы должны иметь представление о конкурентоспособности предоставляемых ими услуг, что необходимо для выработки соответствующей стратегии рыночного поведения.

Конкурентоспособность образовательных услуг представляет собой совокупность ценовых и неценовых характеристик, обусловливающих высокий спрос на них в условиях рыночной конъюнктуры.

При равных качественных характеристиках наиболее конкурентоспособными являются те вузы, образовательные услуги которых предоставляются по более низкой цене, доступной для массового потребителя.

Конкурентоспособность образовательных услуг определяется свойствами, которые представляют существенный интерес для потребителей, т.е. обладают потребительской ценностью. Процесс оценки потребительской ценности включает следующие этапы:

1) определяется перечень главных свойств образовательных услуг, которым потребители придают наибольшее значение;

2) оценивается степень важности выявленных свойств образовательных услуг;

3) оценивается уровень предоставляемых образовательных услуг;

4) полученные результаты сопоставляются с рейтингом важности потребительской ценности.

Пример

Рассмотрим определение конкурентоспособности образовательных услуг на примере ведущих государственных вузов г. Владивостока.

Основными конкурентами на рынке образовательных услуг г. Владивостока являются следующие вузы: Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ); Дальневосточный государственный университет (ДВГУ); Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС); Дальневосточная государственная морская академия им. Г. И. Невельского (ДВГМА); Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (ДГТРУ); Дальневосточная государственная академия экономики и управления (ДВГАЭУ).

Эти вузы осуществляют подготовку специалистов аналогичного профиля, предоставляют схожие дополнительные услуги, назначают цены примерно на одном уровне и ставят перед собой одинаковые цели.

Для определения наиболее важных свойств образовательных услуг, обладающих потребительской ценностью, был проведен выборочный опрос выпускников средних школ города и сельской местности, а также их родителей. В результате обработки анкетных данных были выявлены наиболее часто встречающиеся ответы. После их группировки было определено, что наиболее значимыми свойствами образовательных услуг для потребителей являются:

• популярность вуза;

• престижность специальности;

• наличие квалифицированного преподавательского состава;

• наличие военной кафедры (отсрочка от армии);

• стоимость обучения;

• предоставление общежития;

• предоставление бесплатных дополнительных услуг (использование библиотечного фонда, компьютеров, в том числе для работы в Интернете, и др.).

На втором этапе исследования представителям целевых групп были розданы рейтинг-листы для ранжирования (по 5-балльной шкале) выявленных характеристик по степени значимости для каждого из них лично. По результатам полученных данных был рассчитан средний балл значимости по каждой характеристике (табл. 5.1). Средний балл значимости определяется как отношение суммы баллов по каждой отдельной характеристике образовательной услуги к числу опрошенных участников целевой группы.

Таблица 5.1. Средний балл значимости отдельных характеристик образовательных услуг

Характеристика образовательных услуг

Степень значимости, баллы

Популярность вуза

4,6

Престижность специальности

4,5

Наличие высококвалифицированного преподавательского состава

3,8

Наличие военной кафедры

3,5

Предоставление общежития

3,7

Стоимость обучения

4,5

Предоставление дополнительных бесплатных услуг

3,3

Таким образом, наиболее важной для потребителя характеристикой является популярность вуза (4,6 балла). Стоимость обучения и престижность специальности также имеют немаловажное значение для потребителей (4,5 балла). Наличие квалифицированного преподавательского состава волнует в первую очередь не абитуриентов, а их родителей (3,8 балла). Наличие военной кафедры в основном интересует юношей из-за отсрочки от воинской службы (3,5 балла), и лишь небольшой процент девушек оценил этот фактор положительно. Обеспечение общежитием имеет значение только для жителей сельской местности (3,7 балла), а предоставление бесплатных дополнительных услуг все участники обследования посчитали для себя самым незначительным фактором (3,3 балла).

На следующем этапе аналогичные рейтинг-листы были розданы выпускникам вузов. В процессе анализа полученных данных был рассчитан средний балл уровня предоставления услуг по каждому вузу в отдельности (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Оценка уровня значимости свойств образовательных услуг вузов г. Владивостока

Свойства образовательных услуг

ДВГТУ

ДВГУ

ВГУЭС

ДВГМА

ДГТРУ

ДВГАЭУ

Популярность вуза

4,8

5,0

5,0

3,5

4,2

4,8

Престижность специальностей

4,9

4,9

4,8

4,8

4,8

4,9

Наличие высококвалифицированного преподавательского состава

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

Наличие военной кафедры

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

2,0

Предоставление общежития

4,7

4,7

4,8

5,0

4,5

4,8

Стоимость обучения

4,5

4,6

4,0

3,7

4,2

3,9

Предоставление дополнительных бесплатных услуг

4,2

5,0

4,5

3,9

4,0

4,0

В процессе обработки данных был проведен анализ соответствия потребительской ценности отдельных характеристик образовательных услуг уровню предоставления их учебными заведениями, т.е. оценке их значимости с точки зрения выпускников. По результатам анализа был составлен рейтинг вузов по вышеперечисленным свойствам образовательных услуг (табл. 5.3).

Таблица 5.3. Рейтинг вузов

Образовательное учреждение

Значение рейтинга

ДВГУ

1

ВГУЭС

2

ДВГТУ

3

ДГТРУ

4

ДВГАЭУ

5

ДВГМА

6

Существуют и другие способы определения конкурентоспособности образовательных услуг, например, метод инженерного прогнозирования[1] и метод определения конкурентоспособности через долю рынка, которую занимает образовательное учреждение, при помощи линейной модели[2]:

где С – показатель конкурентоспособности; I – весовой коэффициент (значимость фактора); Fx – фактор учебного заведения; F2 – фактор цены; F3– фактор качества.

Абсолютные значения факторов определяются на основе статистических данных и анализа полученной информации.

Пример

Рассмотрим использование данного метода на примере определения конкурентоспособности ДГТРУ среди вузов г. Владивостока.

Фактор учебного заведения (Fj) связан с таким атрибутом модели образовательных услуг, как известность учебного заведения. Предполагается, что известность учебного заведения пропорциональна его доле на рынке. Так, по статистическим данным (табл. 5.4), в i-м году ДГТРУ находился на четвертом месте по приему студентов среди своих основных конкурентов.

Таблица 5.4. Прием студентов вузами г. Владивостока в i-м году

Показатели

ДГТРУ

ДВГУ

ДВГТУ

ВГУЭС

ДВГАЭУ

ДВГМА

Прием студентов, чел.

Всего

1399

2618

2738

2064

1345

770

Дневное отделение

671

1880

1865

1251

1251

495

Вечернее отделение

236

141

-873

463

-817

-242

Заочное отделение

492

597

350

Удельный вес на рынке образовательных услуг

12,8

23,9

25,0

18,9

12,3

7,0

Из данных табл. 5.4 следует, что услугами ДГТРУ воспользовались 1399 абитуриентов, что составило 12,8% рынка.

При определении ценового фактора, следуя предложенной методике, в качестве F2 используется величина платы за обучение в вузе.

Более сложным для количественного определения является такой фактор, как качество обучения (F3), который связан с мнением потенциальных потребителей о качестве образования, получаемого в данном учебном заведении. Этот показатель предлагается определять через произведение увеличения общего (платного и бюджетного вместе) приема в конкретном вузе по сравнению с прошлым годом и доли приема вуза в коммерческие группы. Однако данный способ количественного определения F3 отнюдь не бесспорен. В связи с этим для определения этого показателя предлагается использовать метод балльных оценок, при помощи которого были получены искомые количественные значения (табл. 5.5).

Таблица 5.5. Количественные показатели "качества образования" вузов г. Владивостока

Показатели

ДГТРУ

ДВГУ

ДВГТУ

ВГУЭС

ДВГАЭУ

ДВГМА

Среднее значение уровня предоставления образовательных услуг, балл

4,5

4,8

4,72

4,78

4,2

4,4

Все рассмотренные факторы имеют различные единицы измерения, а также не соотносятся друг с другом по численному порядку. Поэтому следует рассматривать не абсолютные, а нормированные значения факторов. В этом случае в качестве весовых коэффициентов (Z.) используются соответствующие значения, полученные в результате построения мультиатрибутивной модели образовательных услуг: ij = 0,17; 12 = 0,19; 13 = 0,31. Подставив данные значения в расчетную

ОГЛАВЛЕНИЕ

формулу, произведем вычисления, результаты которых нашли отражение в табл. 5.6.

Таблица 5.6. Значения показателей конкурентоспособности

Наименование вуза

Показатель конкурентоспособности

ДВГУ

0,96

ВГУЭС

0,95

ДВГТУ

0,94

ДГТРУ

0,88

ДВГМА

0,87

ДВГАЭУ

0,82

Исходя из того что наибольшее значение показателя конкурентоспособности С = 1, лидирующее место среди вузов г. Владивостока занимает Дальневосточный государственный университет.