Операции на международном рынке денег и капитала

Международные компании, банки, правительства, международные организации и другие участники международного финансового рынка на международных рынках денег и капитала привлекают финансирование и осуществляют инвестирование, используя как кредитные инструменты, так и инструменты рынка ценных бумаг.

На денежных рынках осуществляются краткосрочные операции, сроком от одного до 365 (6) дней, на рынках капитала — сроком более года. Независимо от срочности выделяют рынки обращаемых и необращаемых инструментов. Обращаемые активы представлены долговыми и долевыми ценными бумагами. Рынок необращаемых кредитов (депозитов) подразделяется на межбанковский (где банки оперируют друг с другом) и клиентский (где банки обслуживают клиентов).

В зависимости от валюты сделки и места регистрации сторон в операции, выделяют внутренние, иностранные и евровалютные финансовые рынки. Поэтому как обращаемые, так и необращаемые инструменты могут быть выражены в национальной, иностранной валюте либо в евровалюте. Внутренние валютные рынки обслуживают операции резидент — резидент в национальной валюте; па иностранном рынке осуществляются сделки резидент — нерезидент в валюте кредитора. Евровалютные рынки обслуживают, как правило, операции нерезидент — нерезидент в валюте третьей страны.

Инструменты международного рынка капиталов представлены международными ценными бумагами, к которым относят иностранные облигации, еврооблигации, иностранные акции и евроакции, а также международные среднесрочные кредиты в виде иностранных банковских кредитов и евровалютных синдицированных кредитов. Инструменты международного финансирования и инвестирования можно классифицировать в соответствии с объемом раскрываемой информации компанией-заемщиком. Важность такого подхода возрастает в условиях валютно-финансовых кризисов.

Максимальные требования к раскрытию корпоративной информации предъявляются при долевом финансировании на основе публичного размещения акций компании — IPO (initial public offering). Это связано с тем, что IPO невозможно без организации листинга на одной из ведущих мировых бирж, предъявляющих существенные требования к раскрытию финансовой, операционной и организационной информации потенциального заемщика.

Для привлечения иностранного долевого капитала, компании, в том числе крупные компании из развивающихся стран, располагают возможностью выхода на зарубежные фондовые рынки без допуска к листингу на биржах. Для этого они могут использовать гибридные инструменты, "родственные" акциям, имеющие одновременно характеристики долга и капитала — депозитарные расписки.

Различают американские (ADR), европейские (EDR) и глобальные (GDR) депозитарные расписки на уже эмитированные компанией акции, обращающиеся на национальном рынке. При этом акции национального, например российского, эмитента депонируются в российском отделении крупного американского (или немецкого) банка, который становится их номинальным держателем. В свою очередь, банк выпускает ADR (GDR), которые являются свидетельством его владения акциями российской компании и гарантией для иностранного инвестора выплаты ему дивидендов. На западной бирже осуществляется торговля не самими акциями, а выпущенными банком депозитарными расписками.

Выделяют неспонсируемые ADR и спонсируемые ADR, подразделяемые на четыре уровня программ. Неспонсируемые ADR проводятся, как правило, американским депозитарием в трех случаях:

1) благоприятная рыночная конъюнктура, дающая американским инвесторам возможность получить прибыль по данным депозитарным распискам;

2) владелец крупного пакета ценных бумаг иностранного эмитента или американский брокер, ожидающие прибыль от такого проекта, поручают выпустить депозитарные расписки;

3) есть договоренность с иностранным эмитентом, который после неспонсируемого проекта собирается провести спонсируемый у того же депозитария (на практике этот случай является самым распространенным).

Неспонсируемый выпуск ADR осуществляется исключительно на те ценные бумаги, которые уже находятся в обращении. Такой выпуск не контролируется эмитентом ценных бумаг, происходит по инициативе владельца (акционера или группы акционеров). В этом случае Комиссия по ценным бумагам США (SEC) предъявляет минимальные требования по представлению финансовой отчетности о деятельности эмитента, на чьи акции будет производиться выпуск. Однако обращаться и котироваться эти ценные бумаги могут только на неорганизованном рынке (ОТС Market) через "Бюллетень Борд" (Bulletin Board) Национальной ассоциации дилеров фондового рынка (НЛСД), а также через ежедневный справочник "Розовые страницы" (Pink Sheets). Торговля неспонсируемыми ADR в данном случае ведется путем обмена информацией и заключения сделок по телефону. В соответствии с Законом США 1933 г. "О ценных бумагах" регистрация ADR осуществляется по форме F-6 в соответствии с разделом 12 (g) закона 1934 г. (с использованием правила 12 (g) 3-3 (b)).

Основные отличия неспонсируемых ADR от спонсируемых:

1) возможность участия нескольких депозитариев в одном проекте;

2) ограничения по раскрытию информации, связанные с неучастием эмитента в проекте выпуска депозитарных расписок;

3) покрытие расходов, связанных с проведением проекта, за счет держателей неспонсируемых депозитарных расписок.

Выпуски спонсируемых ADR производятся по инициативе самого эмитента цепных бумаг и могут осуществляться как на ценные бумаги, находящиеся в обращении, так и на новые выпуски. Выделяют четыре уровня программ спонсируемых выпусков: первый, второй, третий и по Правилу 144A/REG S. Отдельно среди спонсируемых выпусков выделяют глобальные депозитарные расписки.

В основе деления на уровни лежат цели выпуска ADR. Первые два уровня проводятся с целью увеличения количества акционеров без эмиссии новых ценных бумаг (уровень I и уровень II). Другие уровни (уровень III и Правило 1444) используются для увеличения капитала компании (см. табл. 15.7.1). Компания не обязана проходить все уровни последовательно.

Таким образом, компания, выходя на международный рынок долевого финансирования, может преследовать две цели: использовать уже существующие акции для расширения своей акционерной базы (без привлечения новых капиталов) или же привлекать дополнительное финансирование. Если цель иностранной компании — использовать уже существующие акции для расширения своей акционерной базы (без привлечения новых капиталов), то компания может использовать ADR уровня I, обращающиеся па ОТСВВ и на "Розовых страницах", или же ADR уровня II, которые могут обращаться на NYSE, АМЕХ и NASDAQ.

Согласно Закону США 1933 г. "О ценных бумагах" требуется регистрация любой транзакции, влекущей за собой размещение или продажу ценных бумаг, за исключением случаев, когда данный вид ценных бумаг является освобожденным от регистрации или же транзакция структурирована с использованием способа, подпадающего под освобождение от регистрации. Для иностранных эмитентов существует три основных вида освобождения от регистрации транзакций: офшорные транзакции категории Regulation S (офшорное размещение без регистрации и открытия финансовой информации), частное размещение категории Regulation D, а также транзакции категории Rule 144Л (разрешение на перепродажу частных размещенных ценных бумаг среди профессиональных инвесторов).

В то же время существуют различные разновидности депозитарных расписок (публичные и частные; уровней I, II, III) Публичные ADR (GDR) формируют программы уровней I, II, III, в зависимости от целей иностранной фирмы. Частными являются программы депозитарных расписок, подпадающие под категорию Rule 144Л, размещающиеся среди квалифицированных институциональных инвесторов. Если организация выходит на международный рынок капитала с целью привлечь капитал путем эмиссии новых акций, необходимо использовать или ADR уровня III или публичные GDR, и одновременно получить листинг на одной из мировых бирж или же использовать частное размещение ADR (GDR) категории Rule 144Л. Выпуск ADR уровня III, и публичных GDR фактически эквивалентен публичному предложению акций на бирже и требует такого же уровня раскрытия финансовой информации.

Глобальные и европейские депозитарные расписки появились в связи с широким распространением концепции депозитарных расписок по многих странах. В 1999 г. появились европейские депозитарные расписки с географией обращения на территории Европы, в 1990 г. — глобальные депозитарные расписки, которые объединяют свойства и ADR, и EDR, котируясь как па европейском, так и на американском рынках. Компания выбирает форму GDR, когда хочет достичь статуса глобальной транснациональной компании. EDR осуществляет функции, аналогичные ADR, но на рынках капитала Европы, при этом требования к листингу там менее жесткие, чем в США. Наиболее известной площадкой для размещения EDR является Лондонская фондовая биржа (LSE), которая имеет две площадки для выхода компаний: основной рынок (Main Market) и альтернативная площадка AIM (Alternative Investment Market), где требования к раскрытию информации мягче. Общий порядок размещения и обращения на зарубежных рынках, технические и административные требования к ADR, EDR и GDR идентичны.

Единственной формой привлечения международного долевого финансирования без регистрации на международной бирже, т.е. без выполнения строжайших требований к раскрытию информации, является использование частного размещения ADR (GDR) категории Rule 144А. В апреле 1990 г. SEC одобрила Правило Rule 1444, позволяющее фирмам получать капитал от институциональных инвесторов, не регистрируя ценные бумаги в SEC и не выполняя требований GAAP. Rule144А разрешает немедленную перепродажу без регистрации частных размещений среди квалифицированных институциональных инвесторов (Qualified institutional buyers, QIB). Сегодня на рынке квалифицированных институциональных инвесторов действуют только крупные финансовые компании и другие аккредитованные инвесторы. Среди них могут быть: финансовые институты (например, страховые или инвестиционные компании, пенсионные фонды), инвестирующие не менее 100 млн долл. в ценные бумаги неаффилированных компаний; банки или сберегательные ассоциации (Savings & Loan Association), инвестирующие не менее 100 млн долл. в ценные бумаги неаффилированных компаний и имеющие чистый собственный капитал (net worth), величина которого составляет не менее 25 млн долл.; зарегистрированные брокеры или дилеры, являющиеся квалифицированными институциональными инвесторами, действующие от собственного имени или от имени клиента и инвестирующие не менее 10 млн долл. в ценные бумаги неаффилированных компаний; любые юридические лица, акционеры которых являются квалифицированными институциональными инвесторами.

Перепродажа частных цепных бумаг, удовлетворяющих условиям Rule 144А, не считается публичным размещением и не требует регистрации. Rule 144А дает возможность не оглашать подробную финансовую информацию об эмитенте, однако требует от эмитента представления кратких сведений о характере его бизнеса, производимой продукции или услугах, которые он оказывает, а также предъявления основной финансовой отчетности за последние два года. Финансовая отчетность должна пройти аудиторскую проверку, но ее приведение в соответствие с GAAP не требуется.

Перечислим преимущества для компании-эмитента в использовании ADR (GDR, EDR):

• расширение рынка собственных акций и базы инвесторов;

• выход на зарубежные фондовые рынки;

• повышение ликвидности своих акций и их курса на внутреннем рынке, рост капитализации;

• улучшение имиджа и повышение доверия к эмитенту. Инвесторы преследуют следующие цели:

• упрощение процедуры торговли акциями иностранных эмитентов, например возможность покупки российских акций в виде американских ценных бумаг;

• сокращение расходов на операции с ценными бумагами, снижение издержек и риска при оформлении сделок;

• преодоление правовых ограничений на владение иностранными акциями;

• владение ценными бумагами, эмитированными надежным американским банком.

Среди источников долговою финансирования наиболее часто используются международные облигации, которые представлены еврооблигациями, иностранными облигациями и глобальными облигациями. Иностранные облигации выпускаются вне страны эмитента в валюте страны размещения и институционально подразделяются на корпоративные и правительственные. Так, примером корпоративных иностранных облигаций являются долларовые облигации, размещенные ОЛО "Газпром" на территории США.

Страны обычно юридически отличают облигации нерезидентов от облигаций резидентов, используя различные правила регистрации, налогового режима, требований по раскрытию информации для определенных классов инвесторов. Часто такие облигации имеют специальные названия, например "янки" — в США, "самураи" — в Японии, "бульдоги" — в Великобритании.

Среди многочисленных видов иностранных облигаций выделяются "бросовые облигации", которые относятся к группе высокодоходных и высокорискованных ценных бумаг. Их эмитируют компании с высоким эффектом финансового рычага, имеющие кредитный рейтинг от ВВ до ССС по версии Standard & Poor's. В условиях мирового финансового кризиса такие облигации послужили причиной банкротства ряда крупных компаний.

Глобальные облигации — это крупный, ликвидный финансовый актив, торгуемый в любой стране в любое время. Впервые глобальные облигации одновременно в Северной Америке, Европе и Японии выпустил Всемирный банк на сумму в 1,5 млрд долл.

Большую часть рынка международных облигаций составляют еврооблигации (до 80% данного сегмента рынка). В классическом виде еврооблигациями называются займы, выпущенные в валюте, иностранной как по отношению к эмитенту, так и к заемщику, имеющие кредитные рейтинги не менее, чем от двух ведущих мировых агентств и размещаемые на зарубежном рынке капиталов с помощью группы организаторов, как минимум две из которых представлены из разных стран. Однако на практике допускается наличие кредитного рейтинга от одного агентства и ряд других допущений.

Еврооблигации предоставляют их владельцам целый ряд преимуществ, так как имеются существенные отличия в нормах обращения на рынке еврооблигации и облигаций на внутреннем рынке. На рынке еврооблигаций:

1) значительно более низкий уровень требований к раскрытию информации, чем для облигаций на внутреннем рынке. Правительства не склонны жестко регулировать данный рынок, поэтому публикации отчета о финансовом состоянии эмитента не требуется;

2) более низкие совокупные затраты на сделки с еврооблигациями, так как исключаются финансовые посредники, сделку осуществляет непосредственно размещающий синдикат;

3) лица, их приобретающие, остаются неизвестными по личным причинам или для избежания налогообложения, так как еврооблигации обычно выпускаются в форме облигаций на предъявителя;

4) большинство правительств не взимают налог на доход, получаемый по еврооблигациям. Поэтому если инвестору требуется эффективная ставка доходности в 10%, то по еврооблигациям достаточно иметь процентную ставку купона в 10%;

5) обычно фонды заемщик получает в течение шести недель с момента выдачи поручения управляющему банку;

6) компании могут привлекать значительные финансовые ресурсы. Минимальный объем эмиссии для компаний составляет 25 млн долл.

Данные преимущества еврооблигаций перед другими видами ценных бумаг дали мощный толчок к их развитию. Распространение еврооблигаций осуществляется с помощью андеррайтеров1 — синдикатов по их гарантированному размещению.

Эмиссия еврооблигаций требует прохождения заемщиком многоэтапной процедуры. На первом этапе заемщик обращается в банк, который становится управляющим консорциума или ведущим менеджером. На данном этапе изучается финансовое положение заемщика и уточняются параметры предстоящего займа. Ведущий менеджер выбирает банки (соменеджеров), которые будут участвовать в руководстве эмиссией. Эти банки объединяются в менеджерскую группу, которая берет на себя условное обязательство взять на обслуживание установленную часть общей суммы займа (около 40%). На втором этапе создается гарантийный консорциум. Ведущий менеджер выбирает участников гарантийного консорциума, которые совместно с членами управляющего синдиката подписывают соглашение о гарантиях. По этому соглашению члены консорциума обязуются подписаться па часть займа. Третий этап: создание синдиката по размещению. Образуется новая группа банков для создания размещающего синдиката, основной задачей которого является размещение займа — подписка на него со стороны частных и государственных инвесторов. Привлеченные банки могут выполнять одновременно все три функции: управляющего, гаранта и размещающего банка.

Расходы по эмиссии еврооблигаций составляют около 2—2,5%, что гораздо ниже стоимости выпуска облигаций на национальном рынке. В абсолютном выражении фиксированные издержки по еврооблигационному займу составляют не менее 700 800 тыс. долл. В настоящее время рынок еврооблигаций весьма разнообразен. Представлены как еврооблигации с фиксированной ставкой (обычные облигации с фиксированной ставкой; облигации, конвертируемые в акции; с варрантом на подписку, многовалютные), так и облигации с плавающей ставкой (облигации "мини-макс", с регулируемыми ставками; с фиксированным верхним пределом; с валютным купоном), а также другие виды облигаций: с нулевым купоном и гарантированные ипотекой.

До недавнего времени еврооблигации выпускались только многонациональными фирмами, международными финансовыми институтами или национальными правительствами. Сегодня рынок еврооблигаций активно используют и крупные национальные фирмы, такие, например, как компании электросистем общего пользования, которые с помощью еврозаймов снижают свои издержки на обслуживание задолженности. В основном еврооблигационные займы размещаются в Европе, однако ими активно торгуют и в других регионах мира, например, в Бахрейне и в Сингапуре. С 1996 г. Российская Федерация также является участницей рынка еврооблигаций.

В качестве наиболее часто используемых секьюритизированных зарубежных долговых инструментов можно выделить близкие к классической форме еврооблигаций LPN (loan participant note) и CLN (crédit linked note). Все валютные займы российских компаний представляют собой поты, выпущенные специально созданной за рубежом компанией (spécialpurposes vehicle, SPV), обеспеченные поступлениями по займу, выданному этой компанией конечному заемщику. Выпуск йот может осуществляться как через открытую подписку, так и путем частного размещения.

Открытая подписка (public issue, offer for subscription) осуществляется среди неограниченного круга инвесторов через синдикат андеррайтеров. Размещение производится через широкую группу финансовых учреждений многим инвесторам в различных странах мира. Такие выпуски почти всегда имеют листинг на бирже. Сертификаты ценных бумаг изготовляются в соответствии с правилами соответствующей биржи.

Частное размещение (private placement) нацелено па небольшую группу инвесторов. В его осуществлении могут принять участие всего один менеджер и один инвестор. Это ценные бумаги, размещаемые небольшим числом банков и приобретаемые немногими, преимущественно институциональными инвесторами; они обычно не имеют листинга на фондовой бирже.

Размещение LPN практически всегда происходит путем открытой подписки. Они доступны компаниям, достигшим определенного уровня операционного развития, корпоративного управления и транспарентности. Требования к таким компаниям-эмитентам по раскрытию информации включают в себя:

• международный кредитный рейтинг от одного из ведущих рейтинговых агентств (предпочтительно наличие двух рейтингов на уровне не ниже эквивалента "В");

• отчетность по МСФО за последние два-три года, заверенная международным аудитором;

• проведение процедуры Due Diligence (DD) в рамках подготовки проспекта эмиссии1;

• листинг на одной из мировых бирж (чаще всего Люксембургской) с раскрытием информации согласно правилам соответствующей биржи к еврооблигациям;

• высокий уровень корпоративного управления.

Процедура выпуска кредитных нот — CLN практически аналогична процедуре выпуска еврооблигаций. Однако объем раскрываемой информации компании при выпуске CLN значительно меньше. Отсутствует необходимость в следующем:

• подготовке проспекта эмиссии (circular offering);

• подготовке информационного меморандума;

• листинге ценных бумаг (как правило);

• соответствии требованиям по международному кредитному рейтингу;

• процедуре Due Diligence;

• возможно частное размещение.

Сущность CLN такова, что кредитная организация, непосредственно эмитирующая поты, не несет никакой ответственности по этому займу — по всем обязательствам отвечает компания, привлекающая международный капитал. Эмитент же расплачивается но кредитным нотам в той степени, в какой заемщик погашает кредит. По нотам могут предусматриваться дополнительные гарантии или поручительства третьих лиц. Наиболее распространенная в настоящее время практика связана с наличием ковенант. Однако банк имеет право на выпуск кредитных нот только в случае наличия специальной зарегистрированной программы. Поэтому в эту категорию попадают только высоконадежные, стабильные банки. Таким образом, в случае дефолта заемщика банк-эмитент не становится ответчиком по обязательствам компании-эмитента, а значит, не склонен проводить доскональный анализ платежеспособности клиента.

Синдицированные банковские кредиты — это инструмент финансирования, представляющий собой инвестиционный банковский кредит, в котором контрагентом (инвестором) компании-заемщика выступают несколько банков, организованных в пул во главе с организатором займа. Как правило, организатором синдицированного займа выступает основной банк, кредитующий компанию-заемщика. Специалисты управления синдикаций подготавливают инвестиционный меморандум и рассылают оферты на участие в будущем пуле банкам-партнерам, для которых открыты взаимные лимиты. После проведения процесса подписки на участие в пуле определяется ставка отсечения по принципу обратного аукциона и рассчитывается средневзвешенная стоимость синдицированного кредита.

Процедура получения кредита имеет определенные, установленные международной практикой и законодательством формы, однако в целом представляет собой закрытую сделку между группой лиц на основе согласованных сторонами параметров и условий. Полное отсутствие публичности сделки делает этот вид финансирования наименее транспарентным.

Получение синдицированного кредита требует от заемщика подготовительной работы по формированию бизнес-плана проекта, технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации, заключенных договоров на финансирование обязательств, по которым будет предоставлен кредит, финансовую отчетность компании. Ввиду того, что участниками пула, как правило, являются банки-нерезиденты, наличие аудированной международной отчетности у заемщика желательно, но не обязательно. Специалисты банка — организатора пула зачастую сами осуществляют трансформацию РСБУ-отчетности. Иногда запрашивается более подробная информация о компании. Однако даже при значительном раскрытии корпоративной информации она оказывается доступна лишь кредитующей международной организации, а значит, уровень публичного раскрытия корпоративной информации компании остается минимальным.

Из сказанного очевидно, что на международном рынке капитала активно используются как долговые, так и долевые инструменты, требующие высокой степени транспарентности заемщика. В условиях расширения мирового финансового кризиса требования к транспарентности становятся все более значимыми.

Индикаторами международных рынков капитала выступают индексы биржевых рынков, такие как американские DJIA30 и 5&Р500, лондонский /Т100, японский Nikkei, немецкий DAX, парижский С АС, московский М1СЕХ1, индексы рынка ОТС, такие как NASDAQ (США), РТС (Россия) и др., индикаторы международных кредитных рынков, например ставка прайм-рейт (США), ставка LIBOR+ по евровалютным кредитам, глобальные фондовые индексы, такие как индексы Financial Times, Wall Street Journal, Evromoney и др. Индикаторы развивающихся рынков и глобальные индексы публикуются международными официальными институтами, правительственными ведомствами.

Процесс интеграции российских заемщиков в международный рынок капитала начался 07.10.1996, когда мировые рейтинговые агентства Standard & Poor's, The Fitch-IBCA и Moody's впервые объявили о присвоении Российской Федерации долгосрочных кредитных рейтингов ВВ-, ВВ+ и Ва2 соответственно. С тех пор активность российских заемщиков на международном финансовом рынке только возрастала.

Российские топливно-энергетические компании наиболее активно из всех российских компаний работают на международном рынке долевого финансирования. До кризиса 1998 г. 35 российских эмитентов выпустили программу)! депозитарных расписок разных уровней, из них 40% — топливно-энергетические компании. Большая часть ранних ADR предназначалась не для привлечения нового капитала, а для подготовки плацдарма дальнейшего привлечения долевого финансирования. Тем самым компании расширяли круг потенциальных инвесторов и повышали ликвидность своих цепных бумаг — делали первые шаги по развитию своей репутации. После ужесточения требований, введенных США в 2002 г., российские эмитенты стали выходить в основном па европейские площадки — прежде всего на Лондонскую фондовую биржу (LSE) путем размещения GDR. При этом практически все размещения российских топливно-энергетических и металлургических компаний (в отличие от среднестатистических российских показателей1) были публичными и происходили на основной площадке LSE, что требовало одного из самых высоких по мировым меркам уровня транспарентности анализируемых компаний. По объемам первичных размещений Россия заняла лидирующее положение среди стран Европы в 2007 г.? проведя 23 публичных размещения акций на сумму 29,4 млрд долл.2

Это происходило несмотря на государственные протекционистские меры, заложенные в российское законодательство еще в 2005 г.: обязательство эмитента предлагать на зарубежных площадках не более 70% объема размещаемого выпуска акций, ограничение на количество обращаемых ценных бумаг за рубежом и обязательность прохождения листинга на российской торговой площадке. Размещение акций российских компаний идет даже на фоне тенденции сокращения общемирового числа размещений компаний на зарубежных биржах.

Осуществленное в 2006 г. публичное первичное размещение акций нефтяной компании "Роснефть" стало одним из крупнейших в мировой истории. В его ходе инвесторами были приобретены акции компании на сумму свыше 10,4 млрд долл., что составляет почти 60% общей суммы, которую привлекли российские эмитенты за год. Доля стратегических инвесторов составила 21% общего объема заявок, иностранных (США, Европа и Азия) — 36%, российских — 39%.

Привлечение международного долгового финансирования российскими компаниями (в виде еврооблигационных займов синдицированного банковского кредитования) получило распространение с начала 1997 г. Активными его участниками также являлись компании топливно-энергетического и металлургического комплекса.

На протяжении последних 10 лет шло активное нарастающее развитие и еврооблигационного, и синдицированного банковского финансирования.

В результате формирования глобального финансового рынка круг его участников постоянно возрастает. Несмотря на развитие глобального экономического кризиса, этот рынок продолжает функционировать. Однако в настоящее время ставится вопрос о необходимости создания его глобального мегарегулятора. В формировании такого мегарегулятора заинтересованы как развитые, так и развивающиеся страны, в том числе Российская Федерация.

Привлечение денежных средств с помощью инструментов денежного рынка помимо описанных способов включает в себя выпуск коммерческих бумаг, представляющих собой простые векселя компании.

Данный способ доступен только для крупных компаний, имеющих высокий кредитный рейтинг как в своей стране, так и в мире. Обычно получение такого рейтинга существует в виде обычая при работе на финансовом рынке. Кредитный рейтинг должны присваивать крупнейшие рейтинговые агентства, такие как Moody's Investor Service, Standard & Poor's.

Простые векселя, эмитируемые компаниями, являются необеспеченными. Срок их обращения составляет от 14 до 270 дней (чаще всего — от 30 до 90 дней). Поминал векселей достаточно высок, обычно он кратен 100 тыс. долл. Так же, как и на рынке капитала, используются иностранные, евровалютные коммерческие ценные бумаги и евроноты.

Различие между евронотами и еврокоммерческими бумагами состоит в присутствии у евронот поддерживающих их выпуск банковской кредитной линии и гарантированного размещения по предопределенной цене. В отличие от иностранного кредитования, срок евронот более длинный, для них существует развитый вторичный рынок, возможно присутствие на рынках непервоклассных заемщиков. К последним относятся те заемщики, которым присваивают кредитный рейтинг не ведущие международные агентства, а коммерческие банки — крупнейшие покупатели этих ценных бумаг. Положительным моментом эмиссии данных цепных бумаг является то, что процентная ставка по коммерческим бумагам, как правило, ниже ставки по первоклассным кредитам, что и делает финансирование с использованием коммерческих бумаг более предпочтительным, чем обычное банковское заимствование.

Выпуск коммерческих бумаг представляет собой альтернативу банковскому кредиту. Так, в начале 1990 г. Банк Испании начал проводить политику ограничения банковского кредита. Результатом стал масштабный выпуск коммерческих бумаг испанскими компаниями, которые продавали их на рынке (зачастую тем же банкам, которые не могли предоставлять им ссуды).

Коммерческие бумаги являются высокономинальными. В США самый низкий номинал составляет 100 тыс. долл., а наиболее типичный — 1 млн долл. Значительная доля всех коммерческих бумаг (до 1/3) размещается прямо или косвенно иностранными эмитентами. Минимальный поминал коммерческих бумаг в Японии — 100 млн иен (примерно 800 тыс. долл.). Аналогичные данные можно получить и на рынках Германии, Франции и других стран. Рынок еврокоммерческих бумаг начал развиваться фактически лишь с середины 1980-х гг., но к началу 1990-х гг. его объем достигал уже около 10% совокупного объема национальных рынков ценных бумаг. В 1984 г. этот рынок оценивался в 5 млрд долл., а в 1996 г. — уже более чем в 400 млрд долл. По своей роли в привлечении ссудного капитала из-за рубежа коммерческие бумаги (в форме непосредственно коммерческих бумаг и евронот) превосходят прямые банковские кредиты.

Еще одним широко используемым инструментом на международном денежном рынке являются еврокредиты. Еврокредиты (международные консорциальные кредиты) — краткосрочные или среднесрочные банковские кредиты в евровалюте, предоставляются на базе корректируемых плавающих (roll over — ролловерных) процентных ставок за пределами страны, в валюте которой открыт кредит. Сумма кредитов колеблется в размерах от 100 млн до 500 млн долл. при пересчете в валюту займа. Обычно кредиты предоставляются в долларах США, японских иенах, евро, английских фунтах стерлингов, швейцарских франках и других свободно конвертируемых валютах сроком от 10 месяцев до 12 лет. Процентная ставка зависит от ведущей ставки еврорынка — LIBOR, кредитного рейтинга компании — заемщика, характера займа, ситуации на страновом рынке и др.

Данные кредиты доступны только крупным компаниям, хорошо известным мировому сообществу, а также крупным коммерческим банкам, центральным банкам стран и правительствам. Они представляют собой очень гибкие финансовые инструменты с широким выбором форм использования.

Поведение мировых денежных рынков отличается существенным колебанием котировок на кредиты. Базовой ставкой данного рынка является Лондонская межбанковская ставка предложения (LIBOR), по которой оцениваются евровалютные клиентские кредиты. Справочно используются лондонская межбанковская ставка привлечения депозитов (LIBID) и среднеарифметическая между LIBOR и LIBID — LIMEAN. Данные ставки представлены по долларам США, евро, иене и другим конвертируемым валютам.

В заключение отметим, что сфера международных финансов представляет собой наиболее подвижный сегмент финансовых отношений, поскольку здесь не только происходит обмен различных активов, но постоянно рождаются новые информационные технологии реализации международного обмена активами и разрабатываются соответствующие инструменты, обеспечивающие снижение рисков и ускорение проведения этих операций. Особенно следует подчеркнуть, что финансовый менеджмент российских компаний, прежде всего корпораций, успешно овладевает этими инструментами. Их присутствие на международном рынке становится все ощутимее, и сегодня можно смело говорить о формировании российского сегмента глобальных финансов.

Вступление России в ВТО в декабре 2011 г., создание Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, переход к формированию ЕЭП на постсоветском пространстве, активное использование других форм международной интеграции позволят России и российским компаниям активно влиять на процессы в сфере международных финансов.

Глубокие знания по теории и практике управления финансами, использованию соответствующих финансовых инструментов вы почерпнете, изучая специальные финансовые дисциплины, представленные в других учебниках СПбГЭУ. Эти знания, по нашему убеждению, создадут вам условия для успешного старта в деятельности на поле как российских, так и международных финансов.