Операции банков с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Кредитные организации имеют право совершать операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. В п. 7 ч. 1 ст. 5 Закона о банках законодатель предоставляет кредитным организациям право привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы, а в п. 4 ч. 3 этой же статьи законодатель наделяет кредитные организации правом осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ.

Следует обратить внимание на то, что ч. 1 ст. 5 Закона о банках содержит перечисление банковских операций, которые имеют право совершать только кредитные организации, а ч. 3 этой же статьи содержит перечень других сделок, которые имеют право совершать как кредитные организации, так и иные хозяйствующие субъекты. Следовательно, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов является банковской операцией, а иные операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями относятся к другим сделкам, которые имеют право совершать кредитные организации.

Источники правового регулирования операций кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями можно разделить на две группы.

Первая группа источников регулирует осуществление кредитными организациями банковских операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов. Ее составляют следующие нормативные акты:

– Закон о банках;

– Положение о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами, утвержденное ЦБ РФ 01.11.1996 №50;

– инструкция ЦБ РФ от 30.11.2000 № 94-И "О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях";

– указание ЦБ РФ от 01.07.2009 № 2255-У "О правилах учета и хранения слитков драгоценных металлов в кредитных организациях на территории Российской Федерации";

– указание ЦБ РФ от 19.09.2005 № 1614-У "О порядке выдачи Банком России памятных и инвестиционных монет кредитным организациям-резидентам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России";

– указание ЦБ РФ от 28.05.2003 № 1283-У "О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы";

– указание ЦБ РФ от 18.11.1999 № 682-У "О порядке заключения кредитными организациями договора храпения драгоценных металлов и ведения счета ответственного хранения драгоценных металлов в Банке России";

– указание ЦБ РФ от 07.10.1998 № 376-У "О порядке совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов с кредитными организациями на территории Российской Федерации".

Вторая группа источников устанавливает порядок совершения сделок по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями. В нее входят:

– Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях;

– постановление Правительства РФ от 30.06.1994 № 756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации".

Драгоценные металлы и драгоценные камни не являются валютными ценностями. Такой вывод можно сделать, проанализировав ст. 1 Закона о валютном регулировании. Ранее драгоценные металлы и драгоценные камни относились к разряду валютных ценностей, и на них распространялись нормы валютного законодательства РФ.

В соответствии с п. 2.2 Положения ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50 драгоценные металлы – это слитки золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ. Таким образом, Банк России определяет, что драгоценные металлы, как предметы банковских операций и других сделок, могут быть в виде слитков или монет четырех указанных металлов. В отношении монет вводится дополнительное ограничение: к драгоценным металлам относятся только те монеты, которые не являются валютой РФ.

Слитки драгоценных металлов – стандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в Российской Федерации, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия.

Необходимо различать стандартные слитки российского производства, мерные слитки российского производства, слитки драгоценных металлов зарубежного производства.

Различия между стандартными и мерными слитками российского производства определены в инструкции ЦБ РФ от 30.11.2000 № 94-И. Стандартные слитки российского производства – слитки драгоценных металлов, изготовленные и маркированные российскими (до 1992 г. – советскими) аффинажными[1] организациями в соответствии с действующими государственными и отраслевыми стандартами и имеющие следующие номиналы массы и пробы:

– золотые с лигатурной массой[2] 11 000–13 300 г и пробой нс менее 99,95%;

– серебряные с лигатурной массой 28 000–32 000 г и пробой не менее 99,90%;

– платиновые с лигатурной массой не более 5500 г и пробой не менее 99,90%;

– палладиевые с лигатурной массой не более 3500 г и пробой не менее 99,90%.

Мерные слитки российского производства – слитки драгоценных металлов, изготовленные и маркированные российскими (до 1992 г. – советскими) аффинажными организациями в соответствии с действующими государственными, отраслевыми стандартами и стандартами предприятий, массой 1 кг и менее с ОГЛАВЛЕНИЕм химически чистого основного драгоценного металла не менее 99,99% лигатурной массы слитка.

Стандартными слитками и мерными слитками могут быть также слитки иностранного производства, соответствующие международным стандартам качества. Слитки драгоценных металлов зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия, обозначаются как стандарт London good delivery. Детальное описание стандарта, действующее на территории РФ, приведено в приложении 1 к Положению ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50.

Монеты из драгоценных металлов делятся на два вида. К первому виду относятся монеты из драгоценных металлов, которые являются валютой РФ. Второй вид – это монеты из драгоценных металлов, которые не являются валютой РФ.

Первый вид монет представляет собой законное средство наличного платежа на территории РФ (ст. 29 Закона о Банке России). В соответствии со ст. 30 Закона о Банке России монета Банка России обязательна к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления па счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Эта монета обращается на территории РФ наряду с другими монетами и банкнотами Банка России, являющимися валютой РФ. Этот вид монеты не может являться предметом банковских операций и других сделок с драгоценными металлами.

Второй вид монет является предметом банковских операций и других сделок с драгоценными металлами.

В отдельную группу необходимо выделить памятные и инвестиционные монеты.

В соответствии с указанием ЦБ РФ от 19.09.2005 № 1614-У памятные и инвестиционные монеты являются законным средством наличного платежа на территории РФ. Но ввиду применения сложных дорогостоящих технологий чеканки и художественного оформления, а также возможного использования для их изготовления драгоценных металлов памятные и инвестиционные монеты могут обращаться как в качестве средств наличного платежа по номинальной стоимости, так и в качестве предметов коллекционирования, инвестирования и тезаврации[3] по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости.

С 1 января 1999 г. памятные и инвестиционные монеты старых образцов, выпущенные в СССР и Российской Федерации в 1965–1997 гг. включительно, утратили статус валюты РФ. Операции с указанными монетами из драгоценных металлов осуществляются в порядке, установленном Положением ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50.

Банк России выпускает в обращение памятные монеты в связи с юбилейными датами, знаменательными событиями истории и современности, акциями по защите окружающей среды, другими событиями общественной жизни, а также инвестиционные монеты из драгоценных металлов – безотносительно к памятной (юбилейной) тематике (см. План выпуска памятных и инвестиционных монет в 2011 г.)[4].

Драгоценные камни – это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Такое определение дается в Законе о драгоценных металлах и драгоценных камнях и в инструкции ЦБ РФ от 30.11.2000 № 94-И. Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях приравнивает к драгоценным камням уникальные янтарные образования.

Порядок определения массы и стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней в Банке России и кредитных организациях установлен инструкцией Банка России № 94-И.

Количественный учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется отдельно по каждому их виду. Масса драгоценных металлов в лигатуре и масса драгоценных камней определяются по фактическим показаниям весов в единицах количественного учета с точностью, установленной для каждого вида драгоценных металлов и драгоценных камней п. 2.2 указанной инструкции, без округления (без учета более мелких долей грамма, карата в показаниях весов).

В целях учета драгоценных металлов одна тройская унция принимается равной 31,1035 г.

Масса драгоценных камней определяется на специальных каратных или аналитических весах с точностью взвешивания при массе до 1000 каратов – 0,01 карата, свыше 1000 каратов – 0,05 карата.

В целях учета драгоценных камней один карат принимается равным 0,2 г.

Стоимость драгоценных металлов определяется путем умножения соответствующих единиц количественного учета драгоценных металлов, указанных в инструкции ЦБ РФ от 30.11.2000 № 94-И, на значение цены соответствующего драгоценного металла в рублях за один грамм.

Стоимость драгоценных камней определяется по действующим в Российской Федерации прейскурантам на драгоценные камни, которые составлены предметно, с указанием конкретной цены в рублях или долларах США за карат на каждую категорию кристаллов. Прейскуранты на драгоценные камни в случае необходимости запрашиваются у Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран).

Правила учета и хранения слитков драгоценных металлов в кредитных организациях установлены указанием ЦБ РФ от 01.07.2009 № 2255-У.

Деятельность кредитных организаций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов, а также совершению других сделок по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляется на основании лицензии. Выдача лицензии на право привлечения во вклады и размещения драгоценных металлов осуществляется в соответствии с инструкцией ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И и Положением ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50.

Согласно инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов выдается банку одновременно или после выдачи лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

Перечень операций, которые банки имеют право осуществлять после получения лицензии па привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, следующий:

– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов:

– осуществление других операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством РФ.

Кроме лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов банки могут иметь еще так называемое разрешение па совершение операций с драгоценными металлами. Такое разрешение выдавалось банкам до вступления в силу инструкции ЦБ РФ от 27.09.1996 № 49 "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" (утратила силу с 12 августа 1998 г.). После вступления в силу указанной инструкции, а также после принятия более поздних нормативных актов, устанавливающих порядок лицензирования банковской деятельности, стали выдаваться лицензии. Ранее полученные разрешения своей силы не утратили, а продолжали действовать. Банк России разъяснил это в своем письме от 04.10.1996 № 125-96 "О совершении банками сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации". Из письма также следует, что наличие у банка дополнения к лицензии на осуществление банковских операций – разрешения на совершение операций с драгоценными металлами (золотом и серебром) дает ему право совершать все сделки с драгоценными металлами в соответствии с Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации.

Разрешение не является лицензией, оно лишь дополнение к лицензии. Кредитные организации, имеющие разрешение на совершение операций с драгоценными металлами (золотом, серебром), осуществляют все операции с драгоценными металлами, за исключением ведения обезличенных металлических счетов. Это ограничение содержится в приказе ЦБ РФ от 01.11.1996 № 02-400.

Кредитная организация, которая имеет разрешение, может получить лицензию на совершение операций с драгоценными металлами. Для этого кредитной организации необходимо подать ходатайство о замене существующего разрешения на лицензию. Такая замена возможна при условии устойчивого финансового положения кредитной организации на момент обращения. К ходатайству необходимо приложить баланс на последнюю отчетную дату и расчет экономических нормативов кредитной организации.

В правовом регулировании лицензирования банковских операций и других сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями существует коллизия. Суть коллизии заключается в противоречии двух действующих актов, изданных Банком России: Положения ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50 и официального разъяснения ЦБ РФ от 29.01.2002 № 23-ОР "Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации".

В соответствии с Положением ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50 для осуществления банковских операций и других сделок с драгоценными металлами необходимо получение соответствующей банковской лицензии. Официальное разъяснение ЦБ РФ от 29.01.2002 № 23-ОР разрешает осуществление некоторых сделок с драгоценными металлами независимо от наличия лицензии на совершение операций с драгоценными металлами.

Так как официальные разъяснения Банка России принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России, а в данном случае пробел в праве отсутствует, то разъяснение прямо противоречит Положению ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50. Следовательно, можно говорить о том, что это официальное разъяснение не имеет юридической силы и не может применяться для правового обоснования осуществления указанных сделок без наличия лицензии.

Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями можно разделить на две группы. Первую группу составляют банковские операции по привлечению и размещению драгоценных металлов. Вторая группа представляет собой другие сделки по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ. Это разграничение следует из анализа ст. 5 Закона о банках.

Подзаконное нормативное регулирование этих групп операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями содержит общие перечни операций, не разделяя их, а создавая общую группу норм права, регулирующих все возможные отношения в этой области.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 № 756 банки могут совершать следующие операции и сделки с драгоценными металлами:

– совершать сделки купли-продажи слитков золота и серебра как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, Банком России, промышленными потребителями, инвесторами;

– совершать операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой и с учетом требований указанного постановления;

– совершать залоговые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета залога через специально уполномоченные банки с учетом требований указанного постановления;

– Банк России и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения) у пользователей недр;

– Банк России может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра, не запрещенные законодательством РФ.

В соответствии с Положением ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50 банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами:

– покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения);

– привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц;

– размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах;

– предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте иод залог драгоценных металлов;

– оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

Кроме этого перечня видов операций и сделок, Положение ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50 содержит перечень возможных сделок купли-продажи драгоценных металлов:

сделки купли-продажи драгоценных металлов осуществляются с поставкой драгоценных металлов в физической форме или с отражением по счетам;

– сделки купли-продажи с немедленной поставкой (наличные сделки), когда дата валютирования (дата поставки денежных средств и драгоценных металлов) устанавливается в пределах двух рабочих дней от даты заключения сделки. Расчеты по поставке металла и денежных средств могут проводиться разными датами валютирования, что должно быть специально оговорено между сторонами в момент заключения сделки;

– срочные сделки купли-продажи, когда сроки расчетов по сделке составляют более двух рабочих дней от даты заключения сделки;

– банки могут совершать другие сделки с драгоценными металлами (опционы, свопы, фьючерсы и др.) в соответствии с законодательством РФ и международной банковской практикой.

Особо оговаривается, что все денежные требования и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между резидентами, должны быль выражены и оплачены в валюте РФ.

Порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами подробно расписан в Положении ЦБ РФ от 01.11.1996 №50.

По общему правилу кредитные организации проводят операции с драгоценными металлами с открытием металлических счетов. Металлические счета могут быть открыты для физических и юридических лиц, включая кредитные организации.

Металлический счет – счет, открываемый кредитной организацией для осуществления операций с драгоценными металлами. Металлические счета делятся на два вида: металлический счет ответственного хранения и обезличенный металлический счет.

Металлический счет ответственного хранения – счет клиента для учета драгоценных металлов, переданных на ответственное хранение в кредитную организацию с сохранением при этом их индивидуальных признаков (наименование, количество ценностей, проба, производитель, серийный номер и др.). Драгоценные металлы, принятые от клиента на хранение, не являются привлеченными средствами банка и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет.

Для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов банки открывают обезличенные металлические счета. Обезличенный металлический счет – счет, открываемый кредитной организацией для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению. Драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, имеют количественную характеристику массы металла (для монет – количество в штуках) и стоимостную балансовую оценку.

Банки открывают следующие виды обезличенных металлических счетов: счета клиентов срочные и до востребования, в том числе корреспондентские счета банков, а также счета учета займов в драгоценных металлах, выданных клиентам.

При открытии металлического счета между кредитной организацией и клиентом заключается договор металлического счета. Данный договор не имеет в настоящее время самостоятельного правового регулирования в законодательстве. Объяснение природы договора металлического счета можно сделать, проанализировав предмет, существенные условия и права и обязанности сторон. В договоре металлического счета присутствуют признаки нескольких договоров: договора банковского счета, договора хранения, договора займа. Признаками, которые являются общими для указанных договоров и договора металлического счета, можно назвать следующие. По договору металлического счета осуществляются приходные и расходные операции по указанию клиента. Этот признак делает договор металлического счета сходным с договором банковского счета. По договору металлического счета открывается обезличенный металлический счет, на котором драгоценные металлы учитываются без указания индивидуальных признаков. Это совпадает с определением ст. 890 ГК, в которой определяется возможность храпения вещей с обезличением. То есть данный признак делает договор обезличенного металлического счета сходным с договором хранения.

Договор металлического счета, по которому открывается металлический счет ответственного хранения, содержит в себе не только указание на сам термин "хранение", но и сходный правовой режим с договором хранения.

В договоре обезличенного металлического счета должны быть определены следующие условия:

– операции, проводимые но данному счету;

– условия зачисления на счет и возврата со счета драгоценных металлов;

– размер и порядок выплаты вознаграждений.

Выплата вознаграждений может быть связана:

– с ведением счета;

– изменением индивидуальных характеристик драгоценных металлов при их зачислении и выдаче со счета в физической форме;

– отклонением массы металла, числящегося на обезличенном металлическом счете, от массы металла, подлежащего возврату с этого счета в физической форме.

Еще одним важным обстоятельством, характеризующим правовой режим металлического счета, является возможное возникновение у кредитных организаций и их клиентов обязанности информировать налоговые органы об открытии счета в банках. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК счетами (счетом) признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Согласно п. 2.5 Положения ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50, металлические счета – счета, открываемые кредитной организацией для осуществления операций с драгоценными металлами.

В связи с тем, что металлические счета не подпадают под понятие счета, предусмотренного НК (прежде всего поскольку имеют разный предмет – денежные средства и драгоценные металлы), банк не обязан направлять в налоговый орган сообщение об открытии таких счетов.

Для осуществления операций, связанных с переводом драгоценных металлов по обезличенным металлическим счетам, банки имеют право устанавливать корреспондентские отношения.

Привлечение и размещение драгоценных металлов на обезличенные металлические счета может быть осуществлено путем перевода драгоценных металлов с других обезличенных металлических счетов, зачислением на обезличенные металлические счета драгоценных металлов при их физической поставке, а также зачислением драгоценных металлов, проданных клиенту, или драгоценных металлов, приобретенных банком.

Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем перечисления драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета, снятием со счетов драгоценных металлов в физической форме, а также путем совершения сделки купли- продажи драгоценных металлов, числящихся на счете.

Займы в драгоценных металлах предоставляются путем поставки драгоценных металлов клиенту в физической форме или на обезличенные металлические счета в обмен на обязательство поставки драгоценных металлов по истечении установленного договором срока.

Погашение суммы займа в драгоценных металлах осуществляется в форме физической поставки драгоценных металлов или путем перечисления драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов заемщика.

Проценты, начисляемые на обезличенные металлические счета, комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлических счетов, исчисляются и выплачиваются в валюте РФ. Проценты по обезличенным металлическим счетам могут быть выплачены в драгоценных металлах, что должно быть оговорено в соглашении между банком и владельцем счета.

Отдельное правовое регулирование существует для операций кредитных организаций по экспорту драгоценных металлов и драгоценных камней. Правовой основой для экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней являются Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденное Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 19, и Положение о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденное Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1137.

В соответствии с первым из названных Положений экспорт из Таможенного союза монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством платежа государства – участника Таможенного союза, осуществляют Центральные (Национальные) банки и кредитные организации этих государств. Контроль за экспортными операциями кредитных организаций с аффинированными драгоценными металлами в виде слитков осуществляется специально уполномоченными органами государственной власти государств – участников Таможенного союза в соответствии с их национальным законодательством.

Для оформления лицензии на экспорт аффинированных золота, серебра, платины и металлов платиновой группы кредитная организация дополнительно к документам, указанным в п. 3 ст. 3 Соглашения Правительств государств – членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами", предоставляет следующие документы:

– копию лицензии уполномоченного органа государства – участника Таможенного союза на право совершения операций с драгоценными металлами;

– копии договоров (контрактов), подтверждающих собственность аффинированных драгоценных металлов, или договоров комиссии или агентского соглашения, заключенных с собственниками аффинированных драгоценных металлов;

– документ, подтверждающий отсутствие задолженности перед бюджетом государства – участника Таможенного союза.

Как следует из второго из названных нормативных актов, решение о расходовании путем реализации на внешнем рынке части золотого запаса Российской Федерации, хранящегося в ЦБ РФ, принимается Банком России в порядке, согласованном с Правительством РФ. Контроль за экспортными операциями кредитных организаций с аффинированными золотом и серебром в виде слитков осуществляется Банком России.