Оперативно-новостные жанры

Ядро текстов оперативно-новостных жанров – новость, т.е. сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве. Разговоры о масштабности и общезначимости факта бессмысленны: его восприятие адресатом зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально полный поток информации, удовлетворяющий запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для себя то, что его интересует в данный момент. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

– оперативность;

– релевантность – соответствие интересам аудитории;

– фактическая точность;

– декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;

– очищенность сущностной информации от "шумов" (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);

– краткость.

Всем этим требованиям соответствует ведущий оперативно-новостной текст СМИ – заметка. Ее жанровое своеобразие выражается в максимальной локализации пространственно-временны́х координат. Заметка несет в себе классическое триединство: все факты в ней (предполагается, что они есть) объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние происходящих в действительности событий и точно обозначено место действия. Идеально, когда все три компонента заметки сконцентрированы в двухтрех фразах, открывающих текст. Такой зачин в заметке называется лидом. Лид – фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, публицист расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями: цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Нередко говорят о протокольной бесстрастности заметки, о ее безусловной, изначальной объективности. Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, так как, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, уже получивший субъективное предпочтение автора), а во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно. Вот характерный пример – первополосная заметка, опубликованная в воронежской газете "Коммуна" 11 сентября 2012 г.

Завтра в Воронежском государственном университете пройдут мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения известного ученого и педагога профессора Александра Лосева, а к мемориальной доске на доме по улице Театральной возложат цветы. Александр Виссарионович более трех десятилетий заведовал кафедрой истории КПСС госуниверситета. На его счету сотни монографий и публикаций по политической истории и истории аграрных отношений и целая плеяда подготовленных докторов и кандидатов наук. В канун юбилея ученого в научном журнале "Берегиня *777* Сова" опубликована статья, посвященная его жизненному пути. Ее автор – ученик Лосева, ректор Российского государственного социального университета академик Василий Жуков.

Рядовой, в сущности, факт – открытие мемориальной доски. Но внутренний подтекст заметки очевиден – город чтит память ученого-марксиста. Плач по старому или уважение к памяти достойного человека? Молодая аудитория, возможно, удивится: неужели в вузах читали курс истории КПСС? И задумается о взаимоотношениях власти и университетского образования. Еще один повод для размышлений: оказывается, воронежский истфак выпускает хороших специалистов – один из учеников профессора стал академиком. Третий информационный уровень: оказывается, есть такой журнал с "древним" названием – "Берегиня *777* Сова".

Жанр заметки не так прост, как может показаться на первый взгляд. Внешне бесхитростный материал богат дополнительной информацией, побуждающей к размышлению. Смущает тот факт, что в заметке говорится о том, что мемориальную доску откроют "завтра". А вдруг что-то помешает этому событию? Лет сорок тому назад в Воронеже случился такой невероятный казус: газета сообщила, что в очередную годовщину Победы над гитлеровской Германией на главной площади города прошла грандиозная демонстрация. А демонстрацию в последний момент отменили из-за сильнейшего ливня. К публикации упреждающей информации следует подходить крайне осторожно.

Главное в оперативно-новостных жанрах, как и в других публицистических произведениях, – способность автора увидеть за происшествием сущность явления, что служит доказательством не только мастерства публициста, но и мастерства аудитории, умеющей, если потребуется, читать между строк. Давний спор – является ли публицистикой новостная информация – бессмыслен: любое журналистское сообщение, опубликованное в СМИ, рассчитанное на определенное восприятие аудиторией и несущее на себе печать личности автора, публицистично.