Олигополия

Олигополией называют тип рыночной структуры, где на несколько крупных фирм приходится основной объем продаж рынка.

Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородными (сталь, алюминий, цемент), так и дифференцированными (автомобили, сигареты, холодильники и т.д.).

Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба (выше говорилось о том, что существуют отрасли, где экономия от масштаба существует даже при очень крупных размерах предприятия, например в автомобильной или сталелитейной промышленности).

Вступление в отрасль может быть существенно ограничено за счет выдачи лицензий (например, чтобы заниматься оптовой торговлей медицинскими препаратами в Москве, фирма должна иметь в штате фармацевта с высшим образованием, площадь под склад более 100 м2 и т.д., что ограничивает вступление в эту сферу деятельности мелких фирм).

Патентование изобретений служит также определенным барьером для конкурентов. Патент защищает интеллектуальную собственность патентообладателя и не позволяет конкурентам копировать изобретение в течение длительного срока (например, в США в течение 17 лет).

Важная особенность рыночного поведения олигополий – взаимозависимость решений фирм по объему производства и ценам. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов. Таким образом, действия фирм-конкурентов становятся для олигополии дополнительным условием при определении оптимальных объема производства и цен.

Фирмы в рыночной структуре олигополии боятся потерять часть потребителей не только в случае изменения цены фирмой-конкурентом, но и в случае проведения конкурентом успешной рекламной кампании. Если конкурент начинает рекламную компанию, остальные фирмы вынуждены также включаться в рекламную гонку. В результате все фирмы-конкуренты осуществляют избыточную рекламу. Примером этому может служить запрет на телевизионную рекламу сигарет в США в начале 1970-х гг. Тогда рекламные расходы отрасли значительно упали, а прибыли значительно возросли.

При олигополии, как и для чистой монополии, возможна также нечестная конкуренция, когда фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами (например, силовым давлением).

Существует ряд моделей, описывающих поведение олигополий на рынке.

Модель тайного сговора. Первая модель рыночного поведения олигополии описывает ситуацию, складывающуюся в результате тайного сговора по поводу определения цены и объема производства.

Олигополия, стремясь уменьшить неопределенность, пытается зафиксировать цепы на свою продукцию в надежде, что такая стратегия обеспечит максимизацию прибыли. Средством достижения этой цели становится тайное соглашение между конкурентами о ценообразовании.

Тайный сговор возможен при условии, что фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса и издержек на свою продукцию. В этом случае фиксированная цепа никому из участников соглашения не даст конкурентных преимуществ. В результате тайных согласований выбирается оптимальный для олигополии объем производства и цена. Такие параметры производства по сути адекватны ситуации, когда на рынок выступает всего лишь единственный производитель. Это означает, что рынок олигополий перерастает в рынок чистого монополиста.

Иллюстрацией ценового сговора олигополии служит нефтяной кризис 1973 г., когда международная картель ОПЕК втрое подняла цену. Так как спрос на нефть неэластичен, картель смогла добиться значительного увеличения цены и незначительного снижения объема продаж.

Модель "Ломаной кривой спроса". Второй моделью типичного поведения олигополии служит модель "Ломаной кривой спроса", которая описывает поведение фирмы, не проводящей стратегию тайного сговора с конкурентами.

Поскольку в олигополии фирмы взаимозависимы в отношении установления цены на продукцию, для нее важно знать, какая реакция конкурентов наиболее вероятна при изменении цен. Эта модель исходит из того, что возможны варианты поведения участников рынка.

При изменении цены одним из конкурентов другие могут выбрать одно из двух возможных решений:

1) конкуренты будут выравнивать цены и подстраиваться под новую цену;

2) конкуренты не станут реагировать на изменение цены одним из конкурентов.

Предположим, что одна фирма на рынке олигополии повышает цены. Тогда если остальные фирмы повысят цены вслед за ней, то все фирмы отрасли теряют некоторый объем продаж в пользу других отраслей. Поэтому, если одна фирма увеличивает цену, другие фирмы, как правило, не реагируют на это.

Предположим, что одна фирма на рынке олигополии снижает цены. Тогда если ее конкуренты также не снизят цены, то фирма отберет часть покупателей у других фирм в отрасли. Поэтому, если одна фирма снижает цену, то другие фирмы, как правило, снижают цены вслед за ней.

Таким образом, типичное поведение олигополии – это понижать цену вслед за понижением цены конкурента и не реагировать на увеличение цен конкурента.

Теперь можно объяснить сущность "Ломаной кривой спроса": если фирма А поднимет цену выше существующей цены Р0 (рис. 4.13), то конкуренты скорее всего не поднимут цены. В результате фирма А теряет часть своих потребителей. Спрос на ее продукцию выше точки А очень эластичен. Если фирма А понизит цену, то понизят цену и конкуренты. Поэтому при ценах ниже Р0 спрос становится менее эластичным (при неэластичном спросе снижение цены ведет к меньшему изменению спроса, следовательно, объем прибыли после снижения цены падает). Таким образом, любое изменение цены становится невыгодно в условиях олигополии.

Рис. 4.13. "Ломаная кривая спроса" на рынке в условиях олигополии:

Р – цена единицы продукции; Q – количество продукции; D – спрос; Р0 – существующая на рынке базовая цена

Снижение цен фирмой А может также вызвать "войну цен", когда фирмы по очереди снижают цену, пока для некоторых из них снижение цен становится причиной получения убытков и закрытия производства. В условиях ценовой войны побеждает сильнейший. Однако политика ценовой войны – крайне рискованная политика, так как неизвестно, какая из фирм окажется наиболее стойкой. В конце концов в убытке могут оказаться все предприятия отрасли.

Поэтому в условиях олигополии фирмы, как правило, стремятся поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в область неценовой конкуренции, т.е. больше используют рекламу своей продукции, по возможности улучшают качество продукции, ее внешний вид и т.д.

Модель лидерства в ценах. Третьей моделью поведения олигополии является модель лидерства в ценах. Она описывает ситуацию, когда какая-либо фирма доминирует на рынке и ее цена охватывает большую долю рынка. При такой ситуации именно ее цена становится рыночной. Поэтому обычно, когда крупнейшая из олигополии фирма изменяет цену, другие фирмы подстраиваются под нее. Однако лидирующая фирма всякий раз изменяя цену все же рискует, так как конкуренты могут осуществить и свою самостоятельную ценовую стратегию. Это заставляет ценового лидера быть осторожным, поэтому цена изменяется крайне редко.

Ценовой лидер, как правило, не реагирует на небольшие, конъюнктурные изменения издержек и спроса. Изменение цепы будет предпринято лишь тогда, когда условия издержек и спроса изменяются значительно и во всей отрасли. Так, ценовой лидер будет повышать цену, если произойдет достаточно значительное повышение налогов, повышение уровня заработной платы в отрасли или удорожание какого-либо ресурса. Как правило, фирма-лидер заранее оповещает прессу о планируемом увеличении цены, так что остальные фирмы, входящие в олигополию, имеют время для подготовки к изменению цены. Такое лояльное отношение к конкурентам объясняется невыгодностью ценовой войны, которая приведет к потере стабильности, столь необходимой для деятельности крупных компаний, какими и являются фирмы-олигополисты.

Таким образом, ценообразование на рынке олигополий, если оно строится по принципу лидерства в ценах, предполагает, что одна фирма устанавливает цену, другие же принимают ее как объективную и ей подчиняются.

Модель "издержки плюс". Четвертая модель ценообразования строится по принципу "издержки плюс". Ее суть заключается в том, что фирма определяет уровень издержек на единицу продукции, а затем прибавляет к издержкам плановый уровень прибыли (около 10–15 %). Принцип "издержки плюс" используется там, где продукция олигополии дифференцирована, т.е. по-своему уникальна (например, в автомобилестроении). Модель показывает, что фирма не подстраивает свои издержки под рыночную цену, а, наоборот, в цену, которую она выставляет, закладывает имеющиеся издержки. Подобное поведение фирмы возможно при отсутствии ощутимого давления конкуренции.