Живопись

Один из основных представителей гиперреализма Говард Кановиц называл гиперреалистическую живопись синтетическим реализмом, двойным отрицанием. В этой живописи "объекты опознаются одновременно как реальность и как иллюзия".

Художник Малькольм Морли долгое время писал абстрактные картины. Однако притягательная сила гиперреализма оказалась столь сильна, что он перешел к фигуратизму и стал писать в сверхреалистической манере. Он изображал корабли и копировал фоторекламу, имитируя страницу, оставлял чистыми края холста. Возникало изображение реальности, похожее на воспроизведение реальности, изображенной на странице.

Чак Клоуз (р. 1935) при создании живописных полотен использует фототехнологии цветопередачи: художник наносит послойно три главных цвета - красный, синий и желтый, и только их сочетание определяет возможности появления многоцветного полотна.

Ч. Клоуз. Линда. 1935

Наиболее заметные художники гиперреализма - Дон Эдди, Гер-хард Рихтер, Франц Герч, Малькольм Морли, Ричард Эстес, Микеланджело Пистолетто и Говард Кановиц.

Скульптура

Гиперреалистическая скульптура часто изображала человека в натуральную величину. Смотрители выставок в конце дня внимательно проверяли залы, чтобы не закрыть живых людей.

Скульпторы Йехуда Бен Йехуда и Дыоэн Хэнсон создавали многофигурные композиции, разбрасывая манекены по полу. Стюарт создавал в натуральную величину фигуры животных, воспроизводя при этом кожу и шерсть. Такие поделки были скорее похожи на чучела, чем на скульптуры. Другой скульптор Джон де Андрея сотворил жизнеподобные модели голливудских красоток. Он говорил: "Все нужно тщательно взвесить и сохранить в своем глазу - тогда скульптура потеряет свою человечность. Скульптура - это, конечно же, иллюзия. Технический фокус. Реальность никогда не бывает такой, как мы о ней думаем".

Художественное восприятие

Искусствовед Петер Загер считает, что гиперреализм - это система восприятия бытовых предметов. Художники этого направления "ищут ясных формул и неясных впечатлений" и, "демонстрируя вид поверхности и поверхностность видения, способствуют точному восприятию вещей". При художественном восприятии произведений гиперреалистов происходят сопоставления изображаемого и реального мира. Эта особенность восприятия призвана убеждать зрителя в относительности реальности.

Гиперреализм проявил себя не только в живописи и скульптуре. Сходные тенденции появлялись и в литературе 50-70-х годов.

Метареализм

М. Эпштейн считает, что в отечественной поэзии возникло течение метареализма. Неясно это течение по отношению к какому направлению, внутри какого направления?! Для этого известного и серьезного литературоведа, видимо, еще неясны различия между направлением и течением. Этот литературовед противопоставляет метареализм по идеологии гиперреализму. Однако несмотря на громкость формулировки, говорящей о противостоянии "по идеологии", речь идет вовсе не о различии художественных концепций мира и личности, а о способе и манере подхода и отображения реальности.

Термин "метареализм", выражающий особенности новых тенденций в поэзии, возник в декабре 1982 г., после вечера гиперреалистов в Доме художника. Эпштейн пишет, что преодоление традиционного реализма идет по крайней мере двумя путями.

Одни художники закрепляют (и укрупняют) наружный, иллюзионистский слой реальности, другие - срывают его. Одни гипертрофируют зримую поверхность вешей, другие обнажают их метафизическую глубину. Одним свойственна гипербола - преувеличение наличного. Другим - метабола - смешение в иное, "бросок" в возможное... Однако это различия внутри одного направления, это вариации одного инварианта художественной концепции мира и личности. Итак (по Эпштейну), метареалисты срывают наружный, иллюзионистский слой реальности, обнажают зримую поверхность вещей, выявляют их метафизическую глубину, совершают смещение в иное, "бросок" в возможное. Однако это слишком восторженные и излишне радикальные характеристики. Сегодня в нашей поэзии никто не проникает в метафизическую глубину явлений, ибо в нашей поэзии пока нет поэтов ни масштаба Пушкина, ни масштаба Блока. Так что метареализм можно смело определять как течение внутри гиперреализма.

Эпицентр и распространение

Эпицентром бытия и распространения гиперреализма стала Германия. Распространение же этого направления в других странах происходило не только через непосредственное, но и косвенное влияние, и в силу одинаковых художественных запросов современников в разных концах света. Критик Н. Наумова пишет:

Американский гиперреализм - это "глянцевый гимн" урбанистической культуре, пусть слегка холодной, но радующей глаз. Советский же гиперреализм создавал достаточно мрачную, лишенную будущего, жизнь части советской интеллигенции, не вписавшейся в "социалистический рай", но иронично смирившейся с ним. В СССР ориентиром развития живописи был реализм, однако гиперреализм не был оценен как приемлемое художественное направление. Гиперреализм принципиально исходил из идеи деидеологизации искусства и в этом отношении был антиподом социалистического реализма.

В Эстонии, Латвии, России, Украине в 1970-1980-е годы художники и в живописи, и в скульптуре развивали в ситуации андеграунда антиофициозные художественные принципы гиперреализма.

Социальный смысл

Гиперреализм показывает следствия чрезмерной урбанизации, разрушения экологии среды, доказывает, что мегаполис создает противочеловечную среду обитания. Главная тема гиперреализма - обезличенная механизированная жизнь современного города. Круг основных тем и сюжет гиперреалистов связан с современной городской цивилизацией - виды магазинов, ресторанов, жилых зданий, бензозаправочных станций, автоматов.

Финал. Итоги

Положительным вкладом гиперреализма в художественные возможности искусства является развитие навыков и способностей точно воспроизводить предметы окружающего мира и раскрытие характерных черт городской культуры.

Авангардизм начался натурализмом в эпоху предмодернизма и закончился постмодернистским гиперреализмом. Все началось и закончилось устранением собственного взгляда человека на мир (субъективизма) и абсолютизацией объективности (нарушение меры объективного и субъективного).