Охрана земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

На таких землях не обеспечивается производство надлежащей по качеству продукции, поэтому они подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для консервации, на них запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции (ст. 14 ЗК).

Появление этой статьи в ЗК обусловливается интенсификацией в XXI в. процессов химизации сельского хозяйства и промышленности, внедрением в народное хозяйство источников ионизирующего излучения, накоплением в почвах и окружающей среде радиоактивных веществ, выводом из эксплуатации атомных подводных лодок и атомных реакторов и иными результатами научно-технического прогресса.

Основополагающим актом, регулирующим предупреждение и ликвидацию радиоактивного загрязнения, является Федеральный закон от 09.01.1996 № З-ФЗ "О радиационной безопасности населения", в котором предусматриваются принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия, производственный и общественный контроль по обеспечению радиационной безопасности, государственное нормирование и лицензирование, а также права и обязанности граждан в области радиационной безопасности.

В методических указаниях "Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест. МУ 2.1.7.730–99" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.02.1999) устанавливается безвредная для человека предельно допустимая концентрация химического вещества в почве. Действуют также Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель (утв. Госкомземом России 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, МПР России 15.02.1995).

В Федеральном законе от 10.07.2001 № 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" предусматривается порядок использования средств, полученных от завоза из-за рубежа и переработки отработанного ядерного топлива. Этим законом на Правительство РФ возложены: определение порядка и сроков разработки специальных экологических программ, очередности их финансирования; разработка и обеспечение выполнения федеральных специальных программ; определение лимитов на ежегодно ввозимые в Россию облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов; контроль над реализацией специальных экологических программ.

Субъекты РФ разрабатывают и реализуют специальные экологические программы (в этом должны принимать участие и органы местного самоуправления), согласовывают порядок и очередность финансирования специальных программ охраны земель. На Федеральное Собрание, в том числе на его Счетную палату, возложен контроль за поступлением и надлежащим использованием средств целевого бюджетного фонда.

В федеральном законодательстве предусматриваются меры охраны и ограниченного использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы в 1986 г., аварии в производственном объединении "Маяк" Челябинской области в 1957 г. (см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 27.02.2001 № 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства").