Лекция 12. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• понятие, цели и задачи охраны земель;

• ОГЛАВЛЕНИЕ охраны земель;

• источники правового регулирования охраны земель;

• особенности охраны почв;

уметь

• определять ОГЛАВЛЕНИЕ мероприятий по охране земель при осуществлении различных видов деятельности;

• устанавливать особенности охраны земель различных категорий;

владеть навыками

• оперирования основными понятиями в сфере охраны земель.

Понятие, цели и ОГЛАВЛЕНИЕ охраны земель

Земля является базовым компонентом окружающей среды, ее составной частью и в совокупности с иными ее компонентами (недрами, водами, лесами и др.) обеспечивает благоприятные условия для жизни каждого человека. Основная конституционная обязанность каждого – сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Учитывая такие уникальные свойства земли (почвы) как плодородие, невоссоздаваемость, неперемещаемость и др., ЗК РФ в п. 1 ст. 12 не только воспроизводит конституционную норму об охране земель как основы жизни и деятельности народов, но и конкретизирует ее ОГЛАВЛЕНИЕ, устанавливая, что землепользование должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Учитывая то, что земля в качестве объекта охраны рассматривается как компонент природной среды, а также как экономическая категория и операционно-пространственный базис – природный ресурс, т.е. объект, который используется или может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и имеющий потребительскую ценность, можно дать следующее понятие охраны земель.

Охрана земель – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на рациональное использование, воспроизводство земли как компонента природной среды и природного ресурса, на предотвращение ухудшения качественного состояния земель в результате негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и на ликвидацию ее последствий.

При этом под рациональным использованием земель понимается обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами (ГОСТ 2664–85 "Земли. Термины и определения"[1]).

По данным государственного статистического наблюдения, площадь земельного фонда РФ на 1 января 2011 г. составила 1709,8 млн га. Обширная территория России создает ошибочное представление о неисчерпаемости земельных и почвенных ресурсов. Фактически эти ресурсы крайне ограничены природно-климатическими условиями и антропогенными негативными изменениями. Более 60% территории России находится в условиях вечной мерзлоты, значительная площадь земель – в непригодных для сельскохозяйственной деятельности полупустынной и сухостойных зонах.

Наибольшую ценность представляют земли сельскохозяйственного назначения. Это объясняется наличием у земли такого ценнейшего свойства как плодородие и использованием в связи с этим земли как средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

Однако за последние годы из оборота выведено около 30 млн га земель сельскохозяйственного назначения.

На протяжении нескольких последних лет отмечалось ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий в целом по стране.

На 1 января 2011 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 393,4 млн га. По сравнению с 2009 г. площадь этой категории земель в составе земельного фонда РФ уменьшилась на 6,6 млн га[2].

Применительно к таким экологозначимым мерам как охрана земель от загрязнения и других видов ее деградации необходимо говорить также о таком ее компоненте как почва. Почвы являются ценнейшей составляющей определенной категории земель, выделяемой земельным законодательством, – земель сельскохозяйственного назначения. Плодородный слой почвы – верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами.

На качество почв влияют различные негативные процессы – нарушение почвенного покрова, гидрологического режима и образование техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека – при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ. Все это приводит к нарушению земель – утрачиванию ими своей хозяйственной ценности.

На 1 января 2011 г. площадь нарушенных земель составила 1000,3 млн га, что на 5,3 тыс. га больше по сравнению с предыдущим годом. Пятая часть от этой площади земель (204,3 тыс. га) приходится па земли сельскохозяйственного назначения[3].

Среди опасных, негативных процессов на территории РФ интенсивно развиваются эрозия, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота. Водной эрозии подвержено 17,8% площади сельскохозяйственных угодий, ветровой – 8,4%, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3%, засоленные и солонцеватые – 20,1% сельскохозяйственных угодий. Опустыниванием земель охвачено 27 субъектов РФ на площади более 100 млн га.

Пункт 2 ст. 12 ЗК РФ определяет две основные цели охраны земель.

Первая цель – профилактическая, направленная на сохранение земли в процессе ее хозяйственного использования способами и приемами, предотвращающими негативные воздействия.

Вторая цель – обеспечение восстановления и улучшения земель, уже подвергшихся негативным (вредным) воздействиям в процессе хозяйственной деятельности. Под восстановлением понимаются главным образом меры по рекультивации земель. Улучшение состава земель означает меры мелиоративного характера, в результате которых повышается плодородие земель.

В целях охраны земель в соответствии со ст. 13 ЗК РФ проводятся мероприятия:

• по сохранению почв и их плодородия, сохранению достигнутого уровня мелиорации, рекультивации нарушенных земель, своевременному вовлечению земель в оборот;

• по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; а также по ликвидации последствий такого загрязнения и захламления;

• по защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками, мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель.

Для реализации этих мероприятий:

– разрабатываются программы охраны земель (федеральные, региональные и местные), которые должны включать в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий;

– проводится оценка состояния земель и эффективности мероприятий по охране земель с учетом установленных законодательством санитарно-гигиенических норм и требований, а также экологической экспертизы.

Достижению целей охраны земель способствует также запрет на внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв в случае их несоответствия экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

Пунктом 4 ст. 13 ЗК РФ устанавливается особое требование рационального использования плодородного слоя почвы – при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых его (плодородный слой почвы) необходимо снимать и использовать для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота.

Специальные меры охраны предусмотрены для земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, и регулируются кроме норм земельного законодательства Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Меры по охране земель предусматриваются также при переводе земель из одной категории в другую в соответствии с Законом о переводе земель. Частью 3 ст. 9 указанного Закона установлено, что одним из условий перевода земель промышленности и иного специального назначения в другую категорию является восстановление нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.

Перечисленные мероприятия, как правило, подразделяют на две группы: по защите земель от негативных воздействий и по ликвидации последствий негативного воздействия на землю.

Требования по охране земель содержатся также в экологическом законодательстве. Так, ст. 42 Закона об охране окружающей среды устанавливает, что при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарнозащитные зоны и очистные сооружения.

При осуществлении мелиорации земель, строительстве мелиоративных сооружений должны приниматься меры по охране земель и почв. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством. В этих целях учреждаются Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов РФ (ст. 62 Закона об охране окружающей среды).

Перечисленные мероприятия по охране земель обеспечиваются с помощью мер административного (организационно-правового) характера и экономического регулирования.

Так, к административным мерам можно отнести установленные законодательством ограничения, разрешения, государственное принуждение, обязанности и т.д. К наиболее значимым из них относятся: мелиорация; консервация; рекультивация; использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.

К экономическим мерам относятся: стимулирование; прогнозирование и планирование; финансирование и т.д.