Ограничения прав и свобод советских граждан. Источники права и важнейшие изменения в отраслевом законодательстве

Государственная целесообразность, плановая система экономики уже в довоенное время приводили к существенному ограничению права свободно выбирать характер трудовой деятельности и место работы. В годы войны мобилизация трудовых ресурсов определялась еще и военной необходимостью. Помимо мобилизации населения на строительство оборонительных укреплений и на сельскохозяйственные работы, мобилизация трудовых ресурсов являлась важным средством обеспечения кадрами всех оборонных предприятий. С 23 июня 1941 г. вводились в действие мобилизационные производственные планы. Предусмотренные довоенным Кодексом законов о труде гарантии, связанные с ограничением рабочего времени, предоставлением обязательного времени отдыха, также были приостановлены. На основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" отпуска отменялись, на большинстве предприятий вводились обязательные сверхурочные работы от одного до трех часов в рабочий день. Ужесточилась трудовая дисциплина.

С 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан в возрасте от 16 до 50 лет, организация которого возлагалась на Главное управление всеобуча Наркомата обороны. В июле того же года была введена обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне всего взрослого населения страны.

Население обременяется дополнительными или повышенными местными налогами, государственными займами. Вводится нормированное снабжение продуктами по карточкам и коммерческая торговля по повышенным ценам. При Наркомторге действует Отдел учета и контроля контингента населения, снабжаемого нормированными товарами, а на местах – контрольно-учетные бюро. Широко применяется право изъятия у населения военными властями транспорта и иных необходимых для обороны предметов потребления. На время войны вводится ограничение свободного передвижения граждан, для чего устанавливается специальная пропускная система и особый порядок командировок для служащих.

Чтобы несколько компенсировать тяготы, переносимые населением в условиях тотальной мобилизации, широко разворачивается социальное обеспечение, премирование, вводятся гарантийные и компенсационные выплаты. Уже осенью 1941 г. принимаются специальные постановления о строительстве жилых помещений для эвакуированного населения, о восстановлении индивидуального жилого фонда. С другой стороны, в период войны определенное внимание уделялось охране личного имущества граждан, прежде всего их жилищных прав. Подобные меры защиты применялись по отношению к военнослужащим и их семьям. 5 августа 1941 г., состоялось постановление СНК СССР, устанавливающее, что на время войны за всеми военнослужащими Красной Армии, Военно-морского флота и войск НКВД сохраняется их жилая площадь, причем жилплощадь, причитающаяся на самого военнослужащего, освобождалась от квартплаты, а за жилплощадь, занимаемую членами его семьи, квартплата взималась на льготных основаниях. Лицам, возвращающимся из эвакуации, жилая площадь должна была возвращаться. Споры по этим вопросам решались в судебном порядке.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава”" предусматривал выплаты пособий при рождении не седьмого ребенка, как это было по закону 1936 г., а уже при рождении третьего ребенка. Вводилось пособие на ребенка одиноким (не состоящим в браке) матерям. Этим же указом было установлено, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности. Матери внебрачных детей утратили право обращаться в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов. В июле 1944 г. была усложнена процедура развода, при этом основания для развода закон не указывал.

Расширяется применение институтов опеки, попечительства, усыновления. По постановлению СНК СССР от 23 января 1942 г. обязанность обеспечить устройство детей, оставшихся без родителей, возлагалась на краевые, областные исполкомы и горсоветы. Граждане, которые брали детей на патронирование, заключали договоры с отделами народного образования или здравоохранения. Указом от 14 марта 1945 г. расширяется круг законных наследников, ограничивается переход имущества умерших к государству, отменяется налог на наследство. Родители, не состоящие на иждивении наследодателя, а также братья и сестры получали право на наследство. Кроме того, расширилась свобода завещания. При отсутствии наследника по закону можно было завещать имущество любому лицу, тогда как по старому закону можно было завещать только законным наследникам или же государственным, профсоюзным или партийным организациям.

Источники права

На оккупированной германскими войсками территории советские материальное и процессуальное право не применялось. Местное население обязано было вести себя в соответствии с приказами, изданными для них немецкими властями. Поскольку жители захваченных местностей не являлись немецкими подданными, они подлежали особому положению о наказаниях, где фигурировали преимущественно смертная казнь и каторга. Хотя предполагалось, что оккупанты создают собственную судебную систему, чаще всего решение споров передавалось представителям "русской администрации" – старостам и бургомистрам. Лица, совершившие опасные преступления, передавались немецким властям. Советское руководство исходило из положений международного права, согласно которым на оккупированной территории должно было действовать советское право. Поэтому постановлением от 1 декабря 1944 г. были объявлены недействительными все сделки, заключенные на оккупированной территории в противоречие советским законам.

Неизбежным изменением, которое внесла война в систему источников советского права, стало резкое увеличение удельного веса актов, издаваемых органами исполнительной власти. Так, указом "О военном положении" военным властям предоставлялось право издавать обязательные постановления, устанавливать в местностях, объявленных на военном положении, военно-квартирную, трудовую, автогужевую и транспортную повинности (п. "а", "б", "в"). За их неисполнение устанавливалась уголовная ответственность, в том числе лишение свободы на срок до шести месяцев и штраф до 3 тыс. руб. Местные органы власти, государственные и общественные организации и учреждения обязаны были следовать распоряжениям военных властей. В местах, объявленных на военном положении, суду военного трибунала подлежали дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. По усмотрению командования суду Военного трибунала могли быть переданы и другие дела. В 1942 г. вводится ответственность военнообязанных и призывников на основании Положения о воинских преступлениях.

Судебная практика становится в период войны дополнительным источником права, поскольку судебное нормотворчество оперативно восполняет пробелы в законодательстве. Так, на основании арбитражной практики военного времени была выведена общая норма, согласно которой оборудование, закрепленное за одним предприятием, но включенное в производственный процесс другого, оставалось именно за последним. На основании руководящих указаний Пленума Верховного Суда СССР судебная практика охраняла право собственности колхозов на их скот и другое имущество, незаконно отчужденное во время эвакуации. Пленум Верховного Суда СССР предложил привлекать к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в растрате государственного или колхозного зерна и иных сельскохозяйственных продуктов.

Гражданское право

Гражданско-правовые диспозитивные методы в годы войны во многих областях уступают место административно-принудительным. Чрезвычайная обстановка военного времени приводила к тому, что преимущество отдавалось методу хозяйственного права – административному акту по распоряжению имуществом, а не гражданско-правовому договору.

В связи с необходимостью оперативно развернуть дополнительное производство военной продукции, перенести предприятия на восток развивается практика установления обязательных хозяйственных отношений, вытекающих непосредственно из административных актов, без оформления договора. Устанавливаются бездоговорные поставки, например нефтепродуктов, металла и т.д. Меняются и формы планирования: долгосрочное планирование поставок сырья и продукции сменяется краткосрочным и главными формами становятся квартальные и даже декадные планы. Административные акты носили характер административно-плановых постановлений по перебазированию производства, по созданию новых предприятий, по регулированию производства и распределения продукции. Широкие полномочия по распределению материальных ресурсов, списанию убытков были предоставлены наркомам.

Уголовное право

В предвоенные годы и в годы войны усиливается ответственность рабочих и колхозников за нарушения трудовой дисциплины. В апреле 1942 г. повышается обязательный минимум трудодней, установленный для колхозников еще до войны. Теперь он распространялся и на подростков в возрасте от 12 до 16 лет. За невыработку "без уважительных причин" обязательного минимума виновные подлежали уголовной ответственности в виде исправительно-трудовых работ в колхозах с удержанием от оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза.

26 декабря 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была значительно повышена ответственность за самовольный уход с работы рабочих в военной промышленности. 15 апреля 1943 г. было введено военное положение на железнодорожном транспорте, и для работников транспорта за преступления по службе была установлена ответственность наравне с военнослужащими.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. предусматривалось привлечение к труду в промышленности и на строительстве по месту жительства трудоспособного городского населения из числа не работающих на государственных предприятиях и в учреждениях. Мобилизованных в первую очередь направляли в авиационную, танковую промышленность и т.д. Уклонение от мобилизации влекло за собой наказание – принудительные работы по месту жительства на срок до одного года.

Указом от 15 ноября 1943 г. "Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну". Устанавливалось наказание за "болтовню", т.е. неумышленное разглашение государственной тайны без тяжелых последствий – пять лет, и десять лет – если разглашение влекло тяжкие последствия. К тяжким преступлениям, измене, относились военный шпионаж, переход на сторону врага, сдача начальником вверенных ему военных сил, оставление неприятелю, уничтожение или приведение в негодность средств ведения войны, самовольное отступление начальника от данных ему для боя распоряжений в целях способствования неприятелю. Во время войны появляется ряд новых составов преступлений. Так, распространение во время войны ложных слухов, вызывающих тревогу среди населения, каралось тюремным заключением на срок от двух до пяти лет.

Во время войны по-новому был поставлен вопрос о возмещении ущерба, нанесенного расхитителями социалистической собственности. Так, согласно постановлению СНК СССР от 9 января 1944 г., помимо уголовной ответственности, было увеличено возмещение суммы убытков за гибель скота, сельскохозяйственных продуктов с трехкратного до пятикратного размера.

Ужесточалась ответственность за преступления против личного имущества граждан. Если ранее за кражи предусматривались исправительно-трудовые работы, то в 1944 г. за них было установлено наказание в форме лишения свободы. Появились новые виды краж, характерные только для условий войны (кража во время воздушных налетов, при оставлении населенного пункта в связи с приближением врага, кража имущества эвакуированных). Пленум Верховного Суда СССР от 8 января 1942 г. признал, что такие кражи являются кражами с отягчающими обстоятельствами. Если такие кражи совершались группой лиц, они должны были квалифицироваться как бандитизм.

Должностные лица, уличенные в уклонении от предания суду трудоспособных колхозников, не вырабатывающих минимум трудодней, в разбазаривании государственного имущества или продовольственных товаров, привлекались к уголовной ответственности. Предусматривалась уголовная ответственность за создание условий для совершения преступлений, т.е. халатность должностного лица, ответственного за хранение орденов, медалей, нагрудных знаков.

Важнейшее значение во время войны приобрело бережное и рациональное использование продовольственных товаров. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1942 г. провозглашалось, что всякое разбазаривание и преступное использование продовольственных ресурсов требует суровых мер наказания. В связи с этим Пленум Верховного Суда предложил применять за изготовление и храпение самогона наказание в виде лишения свободы на срок до одного года (такая санкция уже когда-то предусматривалась УК 1922 г. (ст. 140), но в 1928 г. за это был установлен административный штраф).

Процессуальное право

В процессуальном праве во время войны принципиальных изменений не произошло. Некоторые изменения, предусмотренные законодательством военных лет, касались определенных категорий дел, по которым предварительное следствие не производилось. В частности, это относилось к делам, предусмотренных законами от 13 февраля 1942 г. "О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и строительстве" и от 26 декабря 1941 г. "Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий".

По некоторым делам, например о спекуляции, обмеривании и обвешивании покупателей, злоупотреблении продовольственными и промтоварными карточками, сроки расследования сокращались до 15 дней. В годы войны было отменено получение санкций вышестоящих прокуроров на привлечение к уголовной ответственности по некоторым категориям дел, расширена компетенция следователей и повышена роль дознания в армии, сокращены сроки предварительного следствия. По ряду правоотношений упрощался порядок определения и доказывания фактов, например удостоверения завещаний на фронте, удостоверения факта призыва в армию. Документы об удостоверении этих фактов могли заменяться в некоторых случаях свидетельскими показаниями.