Ограничение монополистической деятельности законодательством

Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам (группам лиц) злоупотребление своим доминирующим положением, в частности, запрещаются такие действия, как:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цепы товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Однако действия, указанные в п. 4, 8, 9, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.

Закон о защите конкуренции предусматривает запрет соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами или согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов на товарном рынке, которые приводят или могут привести:

• к установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

• повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

• разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или покупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

• сокращению или прекращению производства товаров;

• отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ;

• навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или нс относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

• экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

• созданию другим хозяйствующим субъектом препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Указанные запреты не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарных рынках не превышает 20%, и при этом доля каждого из которых не превышает 8%.

Закон о защите конкуренции допускает между хозяйствующими субъектами "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии. Кроме того, допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%.

Ряд правовых норм антимонопольного законодательства направлен па ограничение монополистической деятельности органов власти и управления, а также их должностных лиц. Им, в частности, запрещается:

1. Принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (за исключением предусмотренных федеральными законами случаев), в том числе запрещается:

• вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты или вводить ограничения на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров;

• необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или хозяйствующим субъектам;

• устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, а также иные ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение или обмен товаров;

• давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

• устанавливать для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

• создавать дискриминационные условия;

• устанавливать и (или) взимать не предусмотренные законодательством РФ платежи при предоставлении государственных или муниципальных услуг;

• давать хозяйствующим субъектам указания о приобретении товара.

2. Совмещать функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

3. Заключать соглашения (осуществлять согласованные действия), не допускающие, ограничивающие, устраняющие конкуренцию, в том числе соглашения, направленные:

• на повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ;

• экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

• раздел товарного рынка по территориальному принципу, но объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

• ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Закон о защите конкуренции предусматривает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары.

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

• координация организаторами торгов, запроса котировок цен на товары или заказчиками деятельности его участников;

• создание участнику (нескольким участникам) торгов, запроса котировок цеп на товары преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

• нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок цен на товары;

• участие организаторов торгов, запроса котировок цен на товары или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок цен на товары или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Следует также отметить, что если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок цен на товары являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды или проводятся торги, запрос котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, то запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок. При проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок.

Нарушение указанных правил является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, а также заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.