Оформление права собственности на участок

Необходимой процедурой при оформлении участка является составление и выдача землеобладателю плана участка.

Администрацией Ставропольского района Самарской области зарегистрировано сельскохозяйственное ЗАО "Россия". Истцу на основании постановления администрации г. Тольятти ответчиком было выдано свидетельство о праве собственности на землю для сельскохозяйственного производства.

Получение данного свидетельства под роспись гр-ном Т. подтверждается копией (выпиской) из журнала регистрации выдачи указанного документа, однако из названной выписки не усматривается, что вместе со свидетельством был выдан и план (чертеж) спорного земельного участка. Отсутствует запись о выдаче плана или чертежа земельного участка и на втором экземпляре свидетельства, оставшемся у ответчика. Не представлялся суду и второй экземпляр чертежа границ принадлежавшего истцу земельного участка, на котором и должна быть подпись получившего первый экземпляр лица.

Такими действиями ответчика были нарушен Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю. Указанным Порядком определена обязательность приложения к свидетельству чертежа границ земельного участка, а при его описании – обязательность указания кадастрового номера.

При невозможности выдачи чертежа границ земельного участка одновременно со свидетельством его границы должны быть установлены в натуре в месячный срок, а собственнику должна быть выдана копия этого чертежа. Установлена обязанность соответствующего Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после выдачи свидетельства произвести оформление границ земельного участка и выдать собственнику копию чертежа этих границ.

Истец как собственник земельного участка, чьи права никем не оспорены, с целью регистрации своего права в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о госрегистрации неоднократно обращался к ответчику с запросами о выдаче ему чертежа (плана) спорного земельного участка. Ответчик, игнорируя свою обязанность, отказывал истцу, мотивируя отказ необходимостью завершения инвентаризации земель ЗАО "Россия". Однако подобного основания для отказа в выдаче кадастрового плана земельного участка не предусмотрено ни в Законе о государственном кадастре недвижимости, ни в Законе о землеустройстве, ни в ЗК.

Более того, согласно п. 4 ст. 18 Закона о госрегистрации, даже если работы по кадастровому учету земельного участка не проводятся или не закончены (не присвоен кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости), заявителю должен быть выдан план участка, составленный на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ, а до присвоения объекту недвижимого имущества кадастрового номера может использоваться условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный объект.

В материалах дела имеются достоверные доказательства о наличии у ответчика достаточных сведений для составления запрашиваемого истцом документа: акт об утверждении границ г. Тольятти, подписанный им лично; решение малого Совета народных депутатов Ставропольского района Самарской области, свидетельство о праве собственности и др.

Поэтому доводы ответчика, касающиеся наименования запрашиваемого истцом документа и невозможности его выдачи в настоящий момент, рассматриваются как уклонение от решения вопроса по существу и на требованиях законодательства не основаны, так как ответчиком не были выданы ни план, ни чертеж границ земельного участка. Кроме того, им не была обоснована необходимость инвентаризации земель истца при том, что такой инвентаризации подлежали земли, не используемые в сельскохозяйственном производстве.

Помимо свидетельства Т., факт невыдачи плана или копии чертежа земельного участка истцу по делу подтвержден иными, а именно документальными доказательствами, перечисленными выше.

Как собственник спорного земельного участка истец вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению. Однако для этого в соответствии со ст. 25, 26 ЗК и п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации необходима регистрация права на землю в учреждении юстиции с обязательным наличием в пакете необходимых документов, плана земельного участка с указанием его кадастрового номера.

Невозможность в течение длительного времени оформить свое право на землю в соответствии с требованиями указанного Закона в связи с уклонением ответчика от выдачи названного документа является нарушением законных прав истца. Нарушение прав и законных интересов истца подтверждается и письмом главного архитектора г. Тольятти, из которого видно, что по причине неопределения границ территории земель истца участки, принадлежащие ему на праве собственности, сдаются в аренду органами исполнительной власти города.