Оформление и подача заявления о назначении пособий гражданам, имеющим детей

Для получения любого из пособий необходимо обращение в организации, назначающие указанные пособия, со стороны самого лица, имеющего право на получение пособий, его законного представителя или доверенного лица. Обращение осуществляется путем подачи заявления с приложением необходимых документов. Возможно направление заявления с приложениями лично, по почте и в форме электронных документов.

В случае обращения в организации, назначающие пособия, по почте направляются не подлинники, а заверенные копии документов. При этом лицо, направляющее обращение, должно получить на почте документы, подтверждающие факт и дату отправления.

Заявления и документы, необходимые для получения пособий, представляемые в форме электронных документов, должны быть оформлены с соблюдением требований, установленных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н. Документы должны быть подписаны в соответствии с нормами Федерального закона от 06.04.2011 № 63-Φ3 "Об электронной подписи", правилами, установленными ст. 21.1, 21.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в отношении использования электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг и постановления Правительства РФ от 07.07.2011 № 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов".

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 № 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" установлено, в каких случаях следует применять простую электронную, а в каких – усиленную квалифицированную электронную подпись (постановление Правительства РФ от 25.08.2012 № 852 "Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг").

Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, а также порядок использования простой электронной подписи гражданами и организациями при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме утверждены постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг". Правила вступили в силу 12 февраля 2013 г., и с этого дня за получением государственных и муниципальных услуг с использованием простой электронной подписи смогут обратиться лица, зарегистрированные в Единой системе идентификации и аутентификации. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "Об электронной подписи" простая электронная подпись подтверждает факт ее формирования определенным лицом посредством использования кодов, паролей или иных средств.

Представление заявления и документов (сведений), необходимых для получения пособий, в форме электронных документов приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в организациях, назначающих пособия, в целях и объеме, необходимых для назначения пособия.

К способам представления заявления и документов с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет, в частности, относятся:

– подача документов лично или через законного представителя при посещении органа или организации;

– посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

– посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (без использования электронных носителей);

– иным способом.

Лица, которые обращаются за назначением пособий, по своей инициативе могут представить все необходимые для назначения и выплаты пособия документы в полном объеме. В то же время, если документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособий, находящиеся в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, не представлены заявителем, организации, назначающие пособия, должны самостоятельно запрашивать эти документы и, в свою очередь, направлять такие документы (сведения) в другие организации, назначающие пособия, по их запросу. Вопросы взаимодействия между этими органами и организациями в процессе назначения и выплаты пособий осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н регулируется ОГЛАВЛЕНИЕ заявления о назначении пособия. В нем должны быть указаны:

– наименование организации, в которую подается заявление;

– фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо, их заменяющее);

– сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи);

– сведения о месте жительства, месте пребывания на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания;

– сведения о месте фактического проживания;

– вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо;

– способ получения пособия (почтовым переводом, перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации);

– сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий.

В случае подачи заявления через законного представителя или через доверенное лицо в заявлении дополнительно указываются сведения о представителе или доверенном лице: наименование, номер и серия документа, подтверждающего полномочия законного представителя (доверенного лица), сведения об организации, выдавшей документ, подтверждающий полномочия законного представителя (доверенного лица) и дате его выдачи.

Перечисленные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.