Жилищный фонд: понятие и виды

Жилищный фонд состоит из отдельных жилых помещений (жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир). Понятие "жилое помещение" дано в ст. 15 ЖК РФ, а виды жилых помещений перечислены в ст. 16 ЖК РФ. Жилищный фонд включает только жилые помещение, и, следовательно, нежилые помещения (помещения, не предназначенные для проживания граждан) в состав жилищного фонда не входят.

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется:

• на частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

• государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

• муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется:

• на жилищный фонд социального использования совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

• специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

• индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

• жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

С точки зрения сравнительно-правового анализа содержащихся в данной статье норм, следует отметить, что более развернутое определение понятия "жилищный фонд" ранее содержала ст. 1 Основ:

"Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания".

Статьей 4 ЖК РСФСР также было дано определение этого понятия:

"Находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера".

В ст. 17 ЖК РФ дано очень лаконичное определение понятия "жилищный фонд", без какой-либо конкретизации. Другими словами, оно не содержит должной правовой нагрузки. Жилищный фонд рассматривается как совокупность всех жилых помещений, находящихся в Российской Федерации. В отличие от определений данного понятия в ЖК РФ и Основах, это определение с правовой точки зрения не полностью отвечает своему содержанию. В нем говорится о всем жилищном фонде, расположенном на территории страны. Между тем жилищный фонд образуется из жилых помещений разных видов, которые находятся в многоквартирных жилых домах и других строениях. При этом следует обратить внимание, что каждый субъект РФ и каждое муниципальное образование имеют свой жилищный фонд (как и другое имущество, принадлежащее на праве собственности).

По данным статистических органов, на начало 2005 г. жилищный фонд в Российской Федерации превышал 2,912 млрд кв. м общей площади жилья, а средняя обеспеченность общей площадью составляла более 20,4 кв. м на человека. На начало 2010 г. этот фонд достигал 3,172 млрд кв. м общей площади, а средняя обеспеченность жильем – 22,5 кв м на человека[1].

Однако указанные показатели свидетельствуют о том, что жилья в стране недостаточно; например, в западноевропейских странах и США средняя обеспеченность граждан жильем в два-три раза превышает российский уровень. В скандинавских странах на каждого человека приходится более 80 кв. м жилья, в США – 75 кв. м. В Германии и Франции уровень средней обеспеченности жильем превышает 40–50 кв. м. По мнению специалистов, нашей стране недостает примерно 1 млрд кв. м площади жилья. В этих целях необходимо ежегодно строить примерно 1 кв. м общей площади жилья на человека, т.е. 140 млн кв. м. В 2008 г. в стране годовой объем ввода жилья увеличился до 64,1 млн кв. м[2], в 2011 г. – 62,3 млн кв. м[3]. К 2012 г. жилищный фонд страны достиг 3,272 млрд кв. м общей площади, а средняя обеспеченность жильем – 22,8 кв. м на человека[4]. Однако оснований для оптимизма пока мало: еще не достигнут объем ввода жилья "перестроечного" 1987 г. – 72,8 млн кв. м.

При этом наблюдается в целом по Российской Федерации и отдельным регионам ежегодный рост средней обеспеченности граждан жильем. Однако в г. Москве данный показатель за указанные годы снизился: с 20,0 кв. м в 1995 г. до 18,8 кв. м в 2003 г. В 2008 г. средняя обеспеченность жильем в г. Москве составила 19,9 кв. м, т.е. за истекший период данный показатель практически не улучшился. Это связано в основном с более динамичным приростом населения в названном регионе по сравнению с темпами роста объемов жилищного строительства.

Основная (традиционная) классификация жилищного фонда осуществляется на базе форм собственности, которые предусмотрены ст. 8 Конституции и ст. 218 ГК РФ. Установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются частная, государственная и муниципальная формы собственности.

Следовательно, весь жилищный фонд подразделяется в ЖК РФ в зависимости от формы собственности на три вида. Однако необходимо уточнить, какие жилые помещения относятся к тому или иному жилищному фонду.

1) Частный жилищный фонд:

а) жилищный фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах ЖК и ЖСК с полностью выплаченным паевым взносом, в домах ТСЖ, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

б) жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

2) Государственный жилищный фонд:

а) жилищный фонд, находящийся в государственной собственности РФ, в том числе находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений, относящихся к федеральной собственности;

б) жилищный фонд, находящийся в собственности субъектов РФ, в том числе находящийся в хозяйственном веде

нии или оперативном управлении предприятий или учреждений, относящихся к собственности субъектов РФ.

3) Муниципальный жилищный фонд – жилищный фонд, находящийся в собственности городского, сельского поселения, иного муниципального образования, в том числе находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений.

Таким образом, жилищный фонд по принадлежности к форме собственности подразделяется на три вида, в том числе частный и государственный фонды имеют в своем составе по два подвида.

Правильная классификация жилищного фонда имеет принципиальное значение с точки зрения использования каждого его вида.

Так, в частном жилищном фонде владеют, пользуются и распоряжаются жилищным фондом (жилыми помещениями) сами собственники на основании соответствующих статей ГК РФ (ст. 209, 212–215, 288, 289 и др.). В жилых домах государственного и муниципального жилищного фонда применяется иной порядок использования жилых помещений. Например, в этих домах определенная часть жилых помещений предоставляется гражданам бесплатно (на условиях договора социального найма жилого помещения), что не предусмотрено в частном жилищном фонде.

Отмстим, что владение и пользование жилыми помещениями в жилищном фонде коммерческого использования, как правило, осуществляется в соответствии с нормами гл. 35 "Наем жилого помещения" (ст. 671–688) ГК РФ. Если говорить об индивидуальном жилищном фонде, то в нем предполагается безвозмездное пользование гражданами жилыми помещениями. В прежнем законодательстве индивидуальным жилищным фондом считались жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (ст. 5 ЖК РСФСР).

Частями 4 и 5 ст. 19 ЖК РФ предусмотрен государственный учет жилищного фонда (в ЖК РСФСР этому вопросу была посвящена ст. 25). Учет жилищного фонда осуществляется наряду с государственной регистрацией жилья как недвижимого имущества. Если государственная регистрация жилья в качестве недвижимости является разовым актом, то государственный учет имеет постоянный (повседневный) характер.

По данному вопросу наряду с нормами ЖК РФ следует руководствоваться Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301. Согласно указанному Положению основная задача государственного учета жилищного фонда – получение информации о место- положении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из него производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (см. Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв. постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921).

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Федеральным законом от 25.12.2012 № 271 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" по вопросам, касающимся организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, внесены изменения в ЖК РФ, в том числе в ст. 19 (она дополнена ч. 6). Указанной частью предусмотрен мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Данные мероприятия должны осуществляться на федеральном уровне в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.