Обязательные работы

Это новый вид наказания. Он применяется в нашей стране с 10 января 2005 г. и предполагает выполнение осужденным таких работ, которые: а) носят общественно полезный характер; б) определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями; в) осужденному не оплачиваются; г) осуществляются в свободное от основной работы или учебы время; д) не требуют наличие у осужденного специальной подготовки. При назначении такого наказания в приговоре указывается только срок обязательных работ, который может составлять от 60 до 480 часов и отбывается в размере не свыше четырех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК РФ).

Обязательные работы могут назначаться лишь в качестве основного вида наказания (ст. 45 УК РФ) и только в случаях, предусмотренных в статье Особенной части УК РФ. Обязательные работы не могут избираться лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу но призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК РФ).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ. Официальное толкование признака "злостности" уклонения от отбывания обязательных работ дано в ч. 1 ст. 30 УИК РФ, согласно которой злостно уклоняющийся от отбывания обязательных работ – это осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что, сформулировав в ч. 3 ст. 49 УК РФ правило, согласно которому в случае злостного уклонения лица, осужденного к обязательным работам, от отбывания назначенного ему наказания суд может заменить неотбытое наказание более тяжким видом, законодатель не вышел за пределы своих полномочий. По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма во взаимосвязи со ст. 3, 4, 5, 6 и 7 УК РФ, закрепляющими принципы законности, равенства граждан перед законом и судом, ответственности лишь за виновные действия, справедливости и гуманизма, нс допускает ни назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, ни назначения самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания обязательных работ, – она лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и личности виновного, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось[1].