Обязанности субъектов оперативно-розыскной деятельности

...Обязательность и каждый основанный на ней поступок должен быть представлен как долг, а не как образ действий, который нравится нам сам по себе.

И. Кант

Анализируя обязанности субъектов, необходимо отметить, что данная категория издревле находится под пристальным вниманием философов и правоведов, чаще всего в сочетании "права и обязанности", "право и мораль в аспекте обязанностей". В этом отношении представляет значительный интерес изречение Сократа о том, что: "Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека".

При сравнительном анализе понятий прав и обязанностей следует видеть не только взаимосвязь и взаимопроникновение, но и различия.

Обязанность выступает как мера должного, необходимого и непременно должна быть закреплена в законодательстве. Только в этом случае можно говорить о юридической обязанности соответствующего субъекта. Юридическая обязанность должна быть ограничена определенными правовыми предписаниями.

Обязанность как необходимое поведение должно проявляться в реальности требований с учетом содержания деятельности субъектов; в активности обязанного субъекта и в возможности удовлетворения нс только интересов управомочного, по и своих собственных[1]. Возможность по своей воле соблюдать и исполнять обязанности особо подчеркивает В. М. Шафиров: "Обязанный, как и управомоченный, обладает свободой воли, и в его возможности без всякого давления вести себя правомерно"[2].

Обязанности должностных лиц оперативно-розыскных органов – это юридические обязанности, а ОГЛАВЛЕНИЕ их выражается в следующих разновидностях: в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других лиц и в необходимости воздерживаться от действий, запрещенных нормами нрава.

Следует также отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ и национальное законодательство применительно к правам и обязанностям занимают четкую позицию в том, что они должны быть установлены в открытых нормативных актах – "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (п. 3 ст. 15 Конституции РФ). Это требование, разумеется, относится и к ведомственным нормативным правовым актам специальных государственных служб.

Обязанности органов, осуществляющих ОРД и их должностных лиц, должны быть строго сориентированы на достижении цели и задач, определенных законом.

Сущность обязанностей проявляется в их содержании. В соответствии со ст. 14 Закона об ОРД обязанность оперативно-розыскных органов Вперед:

– принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

– исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ;

– выполнять на основе и в порядке предусмотренных международными договорами РФ запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

– информировать другие органы, осуществляющие ОРД па территории РФ, о ставших им известных фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;

– соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;

– содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности, сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Относительно обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, его имущественных интересов, а также по обеспечению безопасности общества и государства отметим, что эти проблемы уже рассматривались в ракурсе раскрытия цели ОРД и соответствующего конституционного принципа. Эта главная обязанность органов, осуществляющих ОРД, фактически предопределяет эффективность деятельности всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Эта реальная защита общечеловеческих ценностей от преступных посягательств одновременно и демонстрация социальной полезности и ценности ОРД, ее объективной необходимости.

Указанная обязанность реализуется посредством использования возможностей специфических сил, средств и методов, в том числе и ограничивающих конституционные права отдельных граждан для выявления преступлений и лиц, их совершивших, без чего невозможна или крайне затруднительна деятельность остальных правоохранительных органов по выполнению своих функций, так как самостоятельно достичь этой цели они, как правило, не в состоянии.

Обязанности оперативно-розыскных органов содержатся и в иных нормах Закона об ОРД:

– обязанность обеспечивать соблюдение прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5);

– не допускать осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом (ч. 2 ст. 5);

– доказывать обоснованность отказа в представлении лицу, которое обратилось с жалобой на нарушение его прав, сведений, в том числе в полном объеме (ч. 4 ст. 5);

– представлять судье по его требованию оперативнослужебные документы (ч. 5 ст. 5);

– уведомлять суд (судью) в течение 24 часов о начале неотложного проведения ОРМ, требующих судебной санкции;

– в течение 48 часов с момента начала проведения такого ОРМ получить судебные решения или прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8);

– представлять суду (судье) прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим ОРД, необходимые сведения (п. 4 ст. 12);

– принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, равно членов их семей и близких (п. 3 ст. 18);

– представлять прокурору, осуществляющему надзор за исполнением Федерального закона об ОРД, оперативнослужебные документы и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ (ч. 2 ст. 21).

Одной из обязанностей оперативно-розыскных органов является исполнение в пределах своих полномочий письменных поручений органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ.

Данная обязанность находит свое отражение в законодательстве, регламентирующем уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность (п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 144; ч. 4 ст. 157; ч. 7 ст. 164, 210 УПК РФ и ч. 2 ст. 7 и п. 2 ст. 14 Закона об ОРД). Отдельные поручения органа дознания и следователя, указания прокурора и определения суда – это и правовые основания проведения ОРМ.

Поручения направляются руководителю соответствующего оперативно-розыскного органа, который дает распоряжение об их исполнении подчиненным сотрудникам.

Более подробно этот вопрос рассмотрен в организации взаимодействия следователей и органов, осуществляющих ОРД.

Проблема сроков исполнения поручений законодательно не урегулирована. В некоторых органах, осуществляющих ОРД, сроки установлены ведомственными нормативными актами.

Что же касается решений суда, то это прежде всего может быть постановление судьи о розыске подсудимого, требования судьи о представлении ему оперативных материалов для дачи разрешения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

Обязанность международного сотрудничества в форме выполнения запросов правоохранительных органов и спецслужб основана на заключенных с Россией соответствующих двусторонних и многосторонних международных договорах. Наиболее заметно международное оперативнорозыскное сотрудничество по установлению, предупреждению, раскрытию транснациональных преступлений, розыску опасных преступников. Международными правовыми актами общепризнанны такие преступные деяния, как терроризм, захват заложников, незаконный оборот наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, контрабанда, легализация преступных доходов, противодействие организованной преступности, коррупции и т.д. Договаривающиеся стороны определяют и форму такого сотрудничества. Так, практически во всех договорах со странами СНГ особо выделяются: исполнение запросов и просьб но уголовным делам, делам оперативного учета; обмен оперативно-розыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах; содействие в проведении ОРМ и следственных действий.

Фактически во всех международных договорах о взаимном оказании правовой помощи закреплено универсальное правило, согласно которому ходатайства исполняются в соответствии с законом запрашиваемой стороны. Так, согласно ч. 1 ст. 3 Европейской (Страсбургской) конвенции о взаимной правовой помощи "запрашиваемая сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел, и направленные ей юридическими органами запрашивающей стороны в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств материалов или документов". Аналогичные предписания содержатся и в иных международных документах. Вместе с тем этими и другими нормативными актами о правовой помощи по уголовным делам предусмотрено и иное правило, по которому при наличии целевой просьбы запрашивающего государства могут быть применены нормы его законодательства, если и поскольку они не противоречат законодательству запрашиваемого государства. Это обусловлено обоюдными обязательствами сотрудничающих государств.

Верно замечает Μ. П. Глумин, что отказ от применения норм иностранного права есть прямой отказ от сотрудничества, ибо без такого применения взаимодействие теряет смысл. Это объяснимо тем, что взаимное применение ("признание") норм иностранного права является одним из фундаментальных принципов международного сотрудничества[3].

Обязанность органов, осуществляющих ОРД, выражается и во взаимодействии оперативно-розыскных подразделений различных ведомств. Оно основывается на межведомственных нормативных правовых актах. Формы и методы такого взаимодействия самые разнообразные, их объективная необходимость обусловлена следующим:

– различными принципами оперативного обслуживания (зональный, линейный (отраслевой)), несовпадением мест подготовки и совершения преступления с местами проживания, дислокации преступников;

– различием задач, стоящих перед оперативными подразделениями различных органов;

– различными возможностями оперативного воздействия на вызывающий оперативный интерес объект;

– наличием специальных средств и методов, применяемых для выполнения поставленных задач.

Примером такого взаимодействия могут служить различные комплексные операции, осуществляемые совместно несколькими федеральными органами, с проведением оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, административных и иных мероприятий на различных уровнях управления правоохранительных органов: федеральные на территории всей страны либо нескольких субъектов Федерации, окружные, региональные ("Вихрь-антитеррор", "Перехват", "Мак", "Канал" и др.). Комплексная операция "Канал" направлена па перекрытие каналов поставки наркотиков (наркотрафиков) в Россию. Операция предполагает разработку и реализацию планов совместных действий оперативно-розыскных органов взаимодействующих регионов, а при международном варианте – аналогичные планы с зарубежными спецслужбами. Операции осуществляются между регионами – "производителями", "поставщиками" и регионами – "потребителями".

Постоянно действующие задачи взаимодействия между субъектами, осуществляющими ОРД (МВД России, ФСБ России, СВР, ФСО, таможенные органы РФ, ФСКН России, ФСИН России), при осуществлении федерального розыска и обмена информацией утверждены межведомственным приказом.

Можно отметить и задачи взаимодействия между оперативными подразделениями МВД России и ФСИН России. В их числе:

– выявление и раскрытие преступлений, совершенных осужденными и лицами, заключенными под стражу, до прибытия в СИЗО и ИУ;

– проверка оперативной информации сотрудниками полиции в учреждениях ФСИН России;

– выявление противоправных намерений осужденных, направленных на дальнейшее совершение преступлений после освобождения из СИЗО и ИУ;

– проведение ОРМ по розыску и задержанию подозреваемых, обвиняемых и уклоняющихся от отбывания лишения свободы и др.

Рассматриваемая обязанность оперативных подразделений находит свое предметное выражение и в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Соответствующий Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" прямо указывает всех субъектов ОРД и предписывает им осуществлять координацию и взаимодействие по организации противодействия незаконному обороту наркотиков, исходя из их компетенции, обращая внимание и на исполнение запросов, связанных с делами по данной проблеме (ст. 41, 43).

Подобная обязанность распространяется на любые факты противоправной деятельности, ставшие известными оперативно-розыскным органам, даже если и нет специальных нормативных предписаний. Соответствующие органы должны быть не только проинформированы, но и по возможности им должна быть оказана необходимая помощь и содействие.

Обязанность соблюдать правила конспирации возведена в принцип ОРД, который уже был рассмотрен. Правила, формы и методы конспирации в работе оперативно-розыскных подразделений весьма разнообразны. Поэтому к обязанностям обеспечения этого принципа в современных условиях можно отнести:

– построение системы органов, осуществляющих ОРД, и управление структурными подразделениями;

– организацию и тактику проведения ОРМ в отношении проверяемых лиц, заподозренных в подготовке и совершении преступлений;

– особый порядку получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации;

– ведение секретного делопроизводства; использование документов, зашифровывающих личность и ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств (п. 4 ст. 15 Закона об ОРД);

– возможность создания легендированных предприятий и организаций (п. 5 ст. 15 Закона об ОРД) и др.

Нарушение конспирации чревато серьезными последствиями. Во-первых, может быть создана угроза безопасности человека в результате незаконного распространения оперативно-розыскной информации о нем, особенно сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и достоинство этого лица либо составляющих его коммерческую, банковскую, профессиональную тайну. Во-вторых, разглашение сведений о лицах, оказывающих содействие этим органам, может повлечь реальную угрозу их физической безопасности.

В Законе об ОРД имеется отдельное указание на обязанность оперативно-розыскных органов содействовать обеспечению собственной безопасности и безопасности лиц, оказывающих им содействие, участников уголовного процесса.

Такая обязанность возложена па органы специальным Законом о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также ст. 11 УПК РФ "Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве". В перечень мер безопасности, направленных на охрану защищаемых лиц, законодательство включает следующее.

Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица. Личная охрана выражается в предоставлении охранников из числа профессиональных сотрудников правоохранительного органа. Для личной охраны участников уголовного процесса возможна охрана со стороны судебных приставов, которая является одной из функций этих сотрудников (ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах"). Охрана жилища и имущества может быть оборудована при необходимости техническими средствами наблюдения, охранной сигнализацией.

Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности. Эта мера безопасности содержится только в Законе о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. На основании п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства защищаемым лицам оружие не выдается, так как оно не включено в перечень выдаваемых средств и предметов.

Боевое оружие в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 831 "О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите" может быть выдано лишь в исключительных случаях, когда будет признано, что выдача такого оружия крайне необходима для обеспечения безопасности лиц, подлежащих защите.

Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В отношении участников уголовного процесса меры защиты определены ст. 9 Закона о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Смена места жительства. Переезд защищаемого лица па новое место жительства может быть связан с необходимостью переезда и всей его семьи, устройством на работу и учебу. Прямо скажем, в современных условиях – маловероятная мера защиты.

Замена документов защищаемого лица. В процессе применения этой меры и в последующий период необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение конфиденциальности самого факта и сохранности прежних и новых документов. Эту меру безопасности следует рассматривать как исключительную.

Изменение (временное или постоянное) места работы (службы) или учебы. Эта мера безопасности регламентируется ст. 10 Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и ст. 11 Закона о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. На наш взгляд, это исключительная мера, которая практически не применяется.

Временное помещение в безопасное место. Имеется в виду место, обеспеченное необходимыми условиями защиты от противоправного посягательства.

Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Законодательное регулирование и обеспечение конфиденциальности сведений о лицах, реализующих (осуществляющих) меры безопасности. Эта мера позволяет установить важную гарантию мер безопасности как в отношении самих органов, так и лиц, им содействующих на конфиденциальной основе.

Меры защиты лиц, оказывающих содействие органам, зафиксированы в ч. 2, 3 и 4 ст. 18 и других нормах (ч. 3, 4 и 5 ст. 5, ч. 3 и 5 ст. 6, ч. 4, 5 и 8 ст. 8, ч. 3 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 12 и др.). Проблема защиты в ОРД имеет сложный характер. Практика показывает, что в организованных преступных группах нередко находятся бывшие или действующие сотрудники органов внутренних дел, хорошо знакомые с ОРД. Поэтому возникает необходимость защищать не только отдельных лиц, но и саму среду органов от проникновения преступников.

Обязанности органов, уполномоченных осуществлять ОРД, могут быть дополнены или конкретизированы федеральными законами о соответствующих ведомствах, осуществляющих ОРД. Так, в Законе о полиции приведены обязанности, которые имеют непосредственное отношение к должностным лицам оперативных подразделений как к сотрудникам полиции (ст. 12):

– защищать от преступных и иных противоправных посягательств жизнь, здоровье, права и свободы, а также имущество граждан;

– принимать и регистрировать заявления, в том числе в электронной форме, и сообщения о преступлениях, осуществлять их проверку, принимать по ним меры; прибывать незамедлительно на место происшествия, пресекать противоправные деяния, документировать обстоятельства совершения преступления, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности;

– выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступления, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; осуществлять деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, граждан;

– участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств;

– контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства в области оборота оружия; производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;

– исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведения ОРМ, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

– осуществлять розыск лиц, совершивших преступление, или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного указания; без вести пропавших; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации;

– принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту и иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

– осуществлять контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

– проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую и геномную регистрацию;

– осуществлять в соответствии с законом защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц, контролирующих и других органов и некоторые другие обязанности.