Обязанности перевозчика

Договор перевозки пассажира всегда публичный, поэтому перевозчик обязан заключить его с любым обратившимся с предложением потенциальным пассажиром на одинаковых для всех условиях. Другими словами, перевозчик обязан продать ему проездной документ (билет) на любой поезд и в любой вагон до указанной железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозкам пассажиров, но установленным тарифам.

Исключениями из этого правила, дающими право перевозчику отказать в продаже билета, являются: 1) отсутствие свободных мест в поезде (за исключением поездов пригородного сообщения, в которых места не предоставляются); 2) отсутствие стоянки поезда для посадки и высадки пассажиров в указанном пассажиром пункте назначения.

Кроме того, перевозчик имеет право отказать в продаже билета с оплатой стоимости проезда со скидкой или бесплатного билета при отсутствии либо предъявлении неправильно оформленного документа, подтверждающего право на указанные льготы.

Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 26.07.2002 № 30 (в ред. приказа Минтранса России от 11.06.2013 № 208) (далее в данной главе – Правила перевозок пассажиров), детально урегулированы обязанности перевозчика по продаже билетов (п. 8; 9). Предусмотрена их продажа с помощью терминалов автоматизированной системы "Экспресс" и ручной технологии, по которой оформление билетов производится только шариковой или чернильной ручкой либо штемпелем с готовым текстом. Применение того или иного способа влечет за собой определенные правовые последствия, связанные со сроками продажи билетов. Так, их продажа в кассах, оборудованных терминалами системы "Экспресс", осуществляется в следующие сроки: от 45 суток и до отправления поезда с пунктов формирования или оборота поезда и от трех суток и до отправления поезда с промежуточной станции.

При ручной технологии оформления билетов – от 30 суток и до отправления поезда на проезд туда с пунктов формирования или оборота поезда, а на проезд обратно и от другой станции – от 45 до пяти суток до отправления поезда и от трех суток и до отправления поезда с промежуточной станции.

Перевозчик обязан организовать работу билетных касс. Они должны быть открыты на всех станциях и остановочных пунктах, где продается 50 и более билетов в сутки. График работы билетных касс устанавливается начальником станции (вокзала) в зависимости от местных условий[1].

В соответствии с Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее в этой главе – Правила оказания услуг по перевозкам)[2], билет, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира на поезде дальнего следования, является именным, т.е в нем обязательно указывается фамилия пассажира и номер документа, удостоверяющего личность (п. 19). Поэтому перевозчик обязан оформить билет на поезд дальнего следования на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение личности или иной документ, удостоверяющий личность).

В целях исключения продажи нескольких билетов на одно место Правила перевозок пассажиров содержат запрет продажи билетов пассажирам сверх имеющихся в вагонах мест (п. 15). Если же этот запрет нарушен, начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда (далее – начальник поезда) и проводник вагона принимают меры к предоставлению пассажирам места в поезде.

Возможна продажа билетов для перевозок организованных групп пассажиров (нс менее 10 человек) по заявкам организаций (юридических лиц). Перевозчик оформляет проезд пассажиров по заявке на одном бланке билета в каждый вагон. На билете он указывает фамилию руководителя группы и реквизиты документа, удостоверяющего его личность. Кроме того, на двух экземплярах пофамильного списка группы пассажиров, в которых указаны реквизиты документов каждого пассажира, перевозчик ставит отметку пункта оформления билета. Один экземпляр списка остается в этом пункте, а второй предъявляется руководителем группы проводнику при посадке группы пассажиров в поезд.

Обеспечение посадки пассажира. Достаточно ответственный этап перевозки пассажира – это посадка его в поезд и размещение в вагоне. Перевозчик должен обеспечить соблюдение требований по допуску к поездке пассажиров только на законных основаниях, а следовательно, исключающих проезд лиц, не имеющих билета или имеющих недействительный билет[3].

Поэтому при посадке проводник вагона сверяет данные проездного документа и документа, удостоверяющего личность пассажира, проверяет другие реквизиты билета. При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанному в предъявляемом билете, при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, в билете, оформленном на одной из станций, входящих в единую сеть железных дорог РФ, пассажир к посадке в поезд не допускается. Такому лицу на билете начальник поезда делает отметку "Отказано в перевозке на основании пункта 29 Правил оказания услуг". Стоимость проезда и перевозки багажа этому лицу не возвращается.

Если на одно место продано два билета, начальник поезда предоставляет пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе и в вагоне более высокой категории без взимания доплаты. В случае предоставления пассажиру места, стоимость которого ниже стоимости места, указанного в проездном документе (билете), ему возвращается разница в стоимости проезда в установленном порядке[4]. При невозможности предоставления места в этом же поезде начальник поезда по требованию пассажира предоставляет ему соответствующее место в другом поезде с переоформлением билета без взимания дополнительных платежей[5].

После отправления поезда проводник обязан изъять у пассажира билет и хранить его у себя до окончания поездки. В случае если обнаружится, что билет остался у провожающего либо пассажир утерял его, такой пассажир считается безбилетным. С него взимается стоимость проезда в полном размере по квитанции разных сборов. Кроме того, он обязан оплатить штраф в порядке, установленном законодательством РФ[6]. Другими словами, перевозчик признает в одностороннем порядке сделку недействительной и понуждает пассажира заключить новый договор под угрозой удаления из поезда, так как при отказе пассажира оплатить штраф и стоимость проезда, он оставляет поезд[7]. Вместе с тем при обращении пассажира к перевозчику с письменным заявлением, к которому приложен неиспользованный билет, о возврате вторично внесенных платежей за проезд он должен вернуть пассажиру эти платежи.

Вызывает вопрос обоснованность вторичного взимания с него стоимости проезда. Во-первых, контроль проводника при посадке наличия у пассажира билета и сверка его с данными документа, удостоверяющего личность, подтверждает факт заключения договора перевозки и законность реализации пассажиром права на проезд. Во-вторых, при повсеместном внедрении автоматизированной системы продажи билетов "Экспресс" не составляет особого труда проверить, приобретал ли пассажир билет на данный поезд. В-третьих, в плане унификации и гармонизации транспортного законодательства важно ориентировать российские транспортные источники, в том числе и регулирующие железнодорожные перевозки, на международные транспортные конвенции и соглашения, в которых закреплен принцип, согласно которому отсутствие билета пассажира не означает недействительность договора перевозки пассажира[8].

Еще один важный момент. Логично ли считать пассажира, приобретшего проездной документ (билет), но не имеющего его при себе в поезде, безбилетным пассажиром (п. 41 Правил перевозок пассажиров) и приравнивать его к лицу, которое пытается совершить поездку, не приобретая билета, или по недействительному билету (подп, "в" п. 36 Правил оказания услуг по перевозкам)? Утвердительно на этот вопрос ответить вряд ли можно.

Как отмечалось, правила устанавливают при определенных условиях возврат пассажиру вторично внесенной им платы за проезд. По сути, это является косвенным подтверждением необоснованного взимания с него этой платы.

Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования. В таких поездах в вагонах с местами для лежания, с четырехместными и двухместными купе проводник выдает пассажирам постельные принадлежности (матрац, подушку и одеяло) и за отдельную плату комплект постельного белья и обеспечивает пассажиров не менее трех раз в день по их просьбе чаем но установленной цене. В вагонах повышенной комфортности пассажирам должен быть предоставлен комплекс услуг, стоимость которых включена в стоимость проезда.

В пути следования проводник обязан предупреждать пассажиров о подходе поезда к станциям назначения или пересадки не позднее чем за 30 минут. Если пассажир проехал станцию назначения, проводник должен сообщить об этом начальнику поезда и составить акт, который подписывается начальником поезда, проводником вагона и пассажиром. Этот документ даст пассажиру право возвратиться до станции назначения бесплатно[9].

Правилами перевозок пассажиров урегулирована ситуация, когда пассажир отстал от поезда. В таких случаях перевозчик обязан принять необходимые меры по обеспечению продолжения его движения к пункту назначения. С этой целью по заявлению пассажира начальник станции (вокзала) сразу же уведомляет начальника ближайшей станции (вокзала) по ходу следования поезда, где продолжительность стоянки поезда не менее 10 минут, о снятии с поезда оставленной ручной клади пассажира и его билета. Начальник поезда сдает их на станцию (вокзал) по акту с указанием билета, а также наименования и количества мест ручной клади. Акт подписывается начальником поезда, проводником вагона и двумя пассажирами.

Начальник станции (вокзала) направляет уведомление на станцию, где находится пассажир, о снятии его ручной клади и билета. На основании этого уведомления пассажиру выдается бесплатно новый билет до станции, где находится его ручная кладь и билет. По прибытии пассажира на эту станцию ему возобновляется срок действия билета на следующий поезд[10]. Основанием для принятия такого решения служит акт о снятии ручной клади и билета.