Жестокость

Бретон проповедует разрушение традиционной эстетики. В духе ницшеанства он утверждает: жестокость - дар, ниспосланный избранным людям (см. примечания ко "Второму манифесту сюрреализма"). Дар жестокости - дар сублимированной красоты. В манифесте Бретон рассуждает о Саде и его интерпретаторе Жорже Батае, отвергая его приверженность к безобразному, то есть к насилию над традиционными эстетическими ценностями. По Бретону, садизм и насилие возвышенны и революционны и потому полны особой красоты. Батай "мухе на носу у оратора" противопоставляет "Митру древних заклинателей, митру из чистого льна, на которой сияет золотой полумесяц и на которую не посмеет сесть ни одна муха".

Антонен Арто в 1925 г. провозглашал: "Я разрушаю, поскольку для меня не годится все, что проистекает от разума... Я не отказываюсь ни от одного явления Духа". Нож, "...наполовину погруженный в сновидения, - это нож, который я держу вонзенным внутрь самого себя, нож, которому я не позволю приблизиться к границе своих ясных чувств" (Антология. 1994. С. 140-141). Арто принцип жестокости распространяет на всю культуру.

Сюрреалисты, пережившие Вторую мировую войну, оставались преданы идее насилия. Сюрреализм в этот период развивался в ситуации холодной войны, балансировавшей на грани атомной. Сальвадор Дали предложил создать "Институт по изучению атомной бомбы применительно к искусству" и создал ряд картин и рисунков на эту тему.

Цели и задачи

Сюрреализм ставит своей задачей привести человека на свидание с загадочной и непознаваемой, драматически напряженной вселенной. Одинокий человек сталкивается с таинственным миром:

Бабочка философская присела на розовой звезде. И так возникло окно в ад.

Мужчина в маске все стоит перед женщиной обнаженной.

(А. Бретон. Револьвер с седыми волосами)

Принципы творчества. Роль подсознания

В манифесте ("La charte", 1924) дается определение: "Сюрреализм - это чистый психический автоматизм, с помощью которого мы пытаемся выразить вербально, письменно или как-либо еще - функционирование мысли, поток мыслей вне всякого контроля сознания, давления моральных и эстетических побуждений. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность некоторых форм ассоциаций, которым до настоящего момента не придавалось значения. Он стремится окончательно разрушить все другие психические механизмы и заместить их собой в решении основных проблем жизни".

Сюрреалисты искали способ входить в доселе не исследованные области: в подсознание, сны, сверхъестественные состояния, сумасшествия. Поэзия сюрреалистов тяготеет к темам: "сны и галлюцинации" ("Бдение" Андре Бретона), пестрота настроений и чувств ("Воскресение" Филиппа Супо).

Сюрреалистический принцип "свободных ассоциаций" - художественное осуществление приемов фрейдистского психоанализа. Поэты стремятся выявить логику сцепления "бессвязных" мыслей. Соединение несоединимого, сближение несопоставимого - эти принципы сюрреализма восходят к психоаналитической технике. Здравый смысл противопоказан искусству. Поэтика сюрреализма ориентирует художника на "сферу осуществления" свободы: на случай, иллюзию, фантазию, грезу, чудо. Усыпление разума, погружение в "волну грез" (ранний Луи Арагон), интуитивность, ассоциативность, "автоматизм" (Бретон) становятся ведущим творческим принципом этого направления. "Сюрреализм - чистый психический автоматизм, имеющий в виду выражение или словесное, или письменное, или любым другим способом реального функционирования мысли; диктовка мысли, при отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, вне какой бы то ни было эстетической или моральной озабоченности", - пишет Бретон в первом "Манифесте сюрреализма". Сверхдействительность - предмет сюрреализма - раскрывается перед художником спонтанно, свободно и непринужденно в снах и галлюцинациях.

Бретон пишет, что произведение может считаться сюрреалистическим лишь постольку, поскольку художник стремился достичь тотального психофизического состояния, в котором область сознания - лишь незначительная часть. Автоматизм управляет художественным творчеством. Сюрреалисты шесть десятилетий играли известную роль в мировой, и особенно во французской, литературе. Они ищут реальность в "глубинных слоях" души, "в высшей действительности", "во всевластии сна". Венгерский литературовед Ласло Кардаш писал: "Ясный, логичный, принимаемый обычно за реальность опыт кажется сюрреалистам менее достоверным, чем "действительность", скрывающаяся в глубине сознания или на краю его. Поэтому все их тексты производят впечатление сложных конструкций, подобных сну". Сюрреализм утверждает бесконтрольность творческого процесса. Художник свободен от любых логических структур, он - обнаженное подсознание.