Лекция 4. Обучение орфографии в начальной школе

Орфография (от греч. правильный и пишу) — система правил написания слов, сложившаяся исторически и принятая в качестве нормы письменной речи. Эти правила представлены пятью разделами:

1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) перенос части слова с одной строки на другую;

5) графические сокращения[1].

Первый раздел является наиболее важным для русского письма, и именно к этому разделу относится большинство правил, изучаемых в начальной школе (правописание безударных гласных, непроизносимых и парных согласных и т.п.).

Орфографическая грамотность человека — отражение его общей и языковой культуры. Основы безошибочного письма закладываются в период обучения грамоте. "Орфографическая подготовка — это важный компонент общего речевого и языкового развития; ее успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении — словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения речи ребенка, в результате овладения им системой языка, его богатством"[2], — отмечает М. М. Разумовская.

Планируемые результаты освоения курса русского языка предполагают, что "выпускники начальной школы научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное"[3].

В истории русской школы известны глубокие исследования проблем обучения правописанию[4]. В современной методической науке отмечается существенное противоречие между усилиями методистов и учителей в разработке и реализации новых подходов к обучению правописанию, с одной стороны, и реальным состоянием орфографической грамотности учащихся всех ступеней школы — с другой.

Современные директивные документы определяют тот содержательный минимум из области орфографии, которым должны овладеть младшие школьники для дальнейшего успешного усвоения курса русского языка в основной школе. В результате освоения курса русского языка (содержательная линия "Орфография и пунктуация") "выпускник начальной школы научится: применять правила правописания (в объеме содержания курса); определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой; при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действия, помогающие предотвратить се в последующих письменных работах"[5].

Для организации обучения правописанию на уроках русского языка учителю необходимо "иметь ясное понимание того, что представляет собой наше правописание, в чем заключаются его основные закономерности, как увязываются отдельные его элементы в единую систему, какое место в этой системе занимают те или иные виды написаний. Только широкое понимание общего характера нашего правописания дает возможность учителю точно ставить конкретные задачи по проработке отдельных орфографических тем, предвидеть имеющиеся трудности, осознавать причины разнообразных ошибок, допускаемых учащимися, и находить меры к их предупреждению"[6], — писал А. Н. Гвоздев.