Обучение безопасной деятельности

Психологами показано, что человек в своей практической деятельности руководствуется двумя категориями знаний: полученными от педагога, более опытного коллеги или из книг (названные психологами "холодными") и накопленными в собственной практической деятельности, на собственном опыте (назван - ными "горячими"). Для использования "холодных" знаний в предметной деятельности их нужно переводить на язык практики (а они порой не очень-то согласуются с ним), "горячие" же знания оказываются тесно вплетенными в практику, поэтому они ближе и понятнее рабочему человеку. Следовательно, при обучении вопросам безопасности труда следует преподносить "холодные" знания в такой форме, чтобы они как можно легче трансформировались для решения практических задач и находили практическое подтверждение в "горячих" знаниях.

Выбор методов обучения осуществляется на основе анализа ошибок. Все ошибки рабочих подразделяются на две общие категории:

1) ошибки психомоторные (автор называет их ошибками физического опыта);

2) ошибки принятия решения (ошибки познавательного опыта).

Ошибки психомоторной сферы возникают на уровне двигательных операций и проявляются в неловких двигательных актах. Несмотря на то что рабочих специально обучают выполнению ручных операций, вырабатывают у них необходимые для этого навыки и умения, причинами несчастных случаев нередко являются именно ошибки такого типа. И возникают они чаще всего, как показывает опыт, не столько из-за недостаточного развития навыков или их разрушения (в связи с утомлением, болезнью и пр.), сколько в результате неполноты сенсорного синтеза. Неучет отдельных внешних условий ведет к неверной оценке обстановки, задачи, а поэтому и к выбору неправильного способа действия по ее разрешению. Все эти взаимосвязанные факторы и порождают ошибки психомоторной сферы. Поэтому для безопасного выполнения моторных действий следует прежде всего выработать умение полно и правильно оценивать сложившуюся ситуацию. При наличии необходимых двигательных навыков такие умения будут способствовать исключению психомоторных ошибок и несчастных случаев этой категории.

Значительно сложнее обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок. Можно выделить два типа таких ошибок:

1) ошибки, допускаемые в задачах с ограниченным выбором (когда требуется принимать решение о выборе одного из ряда возможных действий);

2) ошибки в задачах с открытым концом (где тоже есть ряд путей, но при выборе любого из них возникают новые задачи).

Принятию целесообразного и безопасного решения в задачах с ограниченным выбором обучить, очевидно, не столь уж сложно. Труднее научить принятию решения в задачах с открытым концом. Для упрощения решения используют методику, устанавливающую некоторую иерархию уровней мышления в подобных задачах:

- знание - способность узнавать, идентифицировать отдельные явления;

- понимание - способность изложить, объяснить данное явление;

- применение - способность в определенных ситуациях прилагать и использовать свои знания, понимания;

- анализ - способность разложить данное явление на его составляющие;

- синтез - способность по составляющим воспроизвести данное явление;

- оценка - способность критически осмыслить данное явление.

При обучении, по мнению психологов, нужно последовательно переводить ученика от уровня знания к уровню понимания и так далее до способности критически оценивать сложившуюся ситуацию.

Для избежания ошибок различных категорий нужны разные минимальные уровни познания. Так, для исключения ошибок психомоторики необходимо обучение по меньшей мере до уровня "понимания". Чтобы избежать ошибок в принятии решения при ограниченном выборе, обучаемый должен непременно достичь уровня "применения". Для успешного же решения задач принятия решения с открытым концом нужна подготовка более высокого уровня, т. е. способности к критическим оценкам ситуаций. Резюмируя этот вывод автора, следует заметить, что способность критической оценки оказывается важной для избежания всех названных категорий ошибок и именно к этому уровню обученности следует стремиться для обеспечения безопасной работы.

Необходимо отметить, что обучение безопасному труду должно быть органически связано с обучением профессии. В то же время выработку двигательных, сенсомоторных и прочих навыков труда следует ориентировать не только на экономное получение высоких результатов, но и на достижение их непременно безопасным путем, т. е. с учетом соображений безопасности следует обучать также разрешению мыслительных задач и проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы.