Жестикуляция

Изучением движений человеческого тела и жестов занимается кинесика. Ученые считают, что существует непосредственная связь между двигательной активностью человека и энергичностью его натуры. Однако представить себе человека, пусть даже ярко выраженного флегматика, которому совсем не свойственны движения тела и жестикуляция, невозможно.

Одно из самых распространенных движений тела -пожатие плечами, выражающее недоумение, незнание, сомнение или бессилие. Однако наиболее распространенные движения — это движения рук, или жестикуляция. Умение жестикулировать помогает говорящему выделить нужные слова и выражения. Гармоничная жестикуляция способствует также выбору наиболее удобного для говорящего и слушающих темпа и ритма речи, служит для привлечения и поддержания внимания аудитории.

Среди жестов можно выделить эмоциональные, с помощью которых демонстрируются чувства (например, сжатый кулак, поднятый вверх большой палец, разведенные руки), изобразительные, или информативные, которыми говорящий пытается проиллюстрировать некую ситуацию, указательные (например, кивок головой в сторону комментируемого плаката, указание рукой па кого-либо или что-либо) и риторические, т.е. усиливающие значение произносимого (поднятый палец, взмах рукой).

Трудно рассказывать о чем-либо, не используя изобразительные и указательные жесты, неудобно демонстрировать эмоции, не применяя эмоциональные жесты. Не случайно некоторые театральные режиссеры, добиваясь от артистов правдивости и экспрессивности, не показной, а внутренней, иногда заставляют их на начальном этапе репетиций играть роль, вообще не используя жестикуляцию.

Писатели часто описывают жестикуляцию персонажей в художественных произведениях. Например, в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" один из главных героев, Исшуа, использует типичный указательный жест:

— Откуда ты родом?

— Из города Гамалы, — ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала.

Представители различных национальностей различаются степенью активности жестикуляции: жители Ближнего Востока в этом отношении намного превосходят европейцев. Однако и европейцы жестикулируют по-разному. Французы, например, отличаются большей живостью жестов, чем шведы и датчане. Известны своей активной жестикуляцией итальянцы. Жители юга Италии жестикулируют наиболее активно. В самой Италии говорят, что заставить замолчать неаполитанца очень просто: нужно взять его за руки.

Значительное число жестов, употребляемых в разных культурах, совпадает или понятно представителям других культур. По некоторые культурно обусловленные жесты оказываются различными, а иногда и противоположными. Например, сведенные указательный и большой палец во всех англоязычных странах передают смысл "о'кей", во Франции обозначают ноль, ничего, а в Японии — деньги.

Рука с поднятыми вверх указательным и средним пальцами — придуманный Черчиллем жест "победа" — в Англии и Австралии показывается только ладонью от себя, иначе этот жест приобретает оскорбительный смысл. У русских он обозначает цифру "два" и может выполняться ладонью, повернутой к себе.

Однако существуют и жесты универсальные: потирание ладоней в предвкушении чего-то приятного, движение поднятым указательным пальцем как показатель недовольства, хлопанье в ладоши, поощрительное похлопывание по спине. Одинаковость жестов служит признаком принадлежности к одной цивилизации. Совершенно не совпадающие с "нормальными", ожидаемыми жестами движения настораживают, демонстрируют чуждость.

Движения должны быть естественными и разнообразными. Интенсивность жестикуляции должна соответствовать и ситуации, и темпераменту говорящего. Жесты особенно уместны в тех местах речи, когда они отмечают переход к новой мысли или выделяют какое-то утверждение.

К жестам можно отнести и движения головой. Так, кивки выражают положительное отношение к тому, о чем говорится, поэтому собеседник, видя их, высказывается более свободно и непринужденно. Слегка запрокинутая голова воспринимается как признак надменности, а склоненная, опущенная — покорности. Легкие кивки, повороты головы — это средство выделения отдельных особо значимых фраз. В то же время движения подбородка могут использоваться для указания па что-либо или кого-либо, а поворот головы — для приглашения слушателя взглянуть в определенном направлении. Наклон головы чуть вбок служит у слушающего признаком внимания.

Так называемые открытые жесты, свободные и позитивные, помогают вызвать симпатию собеседника или слушателя, привлечь его на свою сторону.

Очень важным в системе жестикуляции психологи считают умение использовать так называемые зеркальные жесты, повторяющие жесты собеседника и создающие у него впечатление согласия, эмоциональной и интеллектуальной близости, настраивающие его положительно по отношению к человеку, использующему подобные жесты.

Характер сопровождающих речь жестов говорит о темпераменте, степени уверенности или волнении выступающего. Люди сдержанные жестикулируют менее активно, а эмоциональные склонны не только чувства, но и мысли выражать с помощью жестов. Важно помнить, что флегматику активная жестикуляция может казаться несдержанной, неприятной, а темпераментному человеку представляется, что его собеседник, почти не использующий жестов, — "заторможенный", чересчур медлительный.