Общие закономерности межличностных отношений

Под закономерностью межличностных отношений понимается объективно существующая устойчивая связь явлений, которая возникает в межличностном общении, определяя его характер и оказывая непосредственное влияние на формирование этических установок во взаимоотношениях людей[1].

Одной из основных психологических закономерностей межличностного общения является закономерность неопределенности отклика, выражающаяся в зависимости восприятия людьми внешних сигналов от их личностных особенностей, степени развитости нравственных чувств, уровня общей культуры, специфики передачи воздействия, от конкретной ситуации. Понимание этой закономерности помогает понять и объяснить особенности поведения разных людей в однотипных ситуациях и с учетом этого понимания "выстраивать" свой рисунок поведения, тем самым придавая общению предсказуемый характер. Если руководитель не будет учитывать, что разные люди, в зависимости от ситуации, личных способностей, свойств и мотивации, совершенно по-разному могут реагировать на одни и тс же управленческие воздействия, а подчиненные в качестве средств защиты будут выбирать любые способы сохранения собственного достоинства и самоуважения, конфликт между руководителем и подчиненными окажется неизбежным, отчего пострадают и морально-психологический климат в коллективе, и самочувствие каждого, и сама работа.

Механизм действия данной закономерности описан в одной из теорий мотивации — теории ожидания В. Врума, в которой мотивация человека на достижение определенной цели ставится в зависимость от ожиданий человека, что его усилия увенчаются успехом и повлекут за собой вознаграждение, которое для него будет воспринято как справедливое и представляющее определенную ценность. Речь идет как о внешнем вознаграждении (премия, продвижение по службе, награждение, поощрение руководителя в форме похвалы, укрепление поддержки и уважения со стороны коллег, расширение функций и прав и т.д.), так и о внутреннем вознаграждении, которое проявляется в чувстве удовлетворенности своими действиями и самоуважении, побуждая к дальнейшим действиям, закрепляющим это чувство. Если руководитель, давая поручение сотруднику, избрал не соответствующий его ожиданиям способ (например, приказная форма распоряжения, да еще с предупреждением о возможных санкциях за его некачественное выполнение), усилия исполнителя по выполнению этого поручения будут сознательно или неосознанно снижены.

Еще одна закономерность межличностных отношений, выявленная психологами, — закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки. Она обнаруживает зависимость оценки профессиональных, личностных и нравственных качеств людей и их самооценки от степени взвешенности и корректности оценивающего. Эту закономерность особенно важно учитывать в ситуациях общения с претендентом на вакантное место в процессе собеседования, в процедурах аттестации, интервьюирования, беседы, при проведении формальной оценки работника в процессе его профессиональной деятельности, имея в виду, что человек часто стремится показать себя нс таким, каков он на самом деле, а таким, каким он хотел бы видеть себя в глазах других. Поэтому оценка руководителем профессионального поведения, личностных качеств и результатов работы подчиненного, игнорирующая психологическую неадекватность отображения человека человеком, с неизбежностью приводит к возникновению напряженной социально-психологической атмосферы.

Из данной закономерности вытекают следующие принципы подхода к человеку:

- принцип универсальной талантливости, утверждающий, что нет неспособных людей, а есть лишь люди, не нашедшие себе достойного применения;

— принцип развития, исходящий из того, что способности людей развиваются в результате изменения условий жизни и постоянных интеллектуально- и нравственно-психологических тренировок;

— принцип неисчерпаемости, согласно которому ни одна оценка человека не может считаться окончательной и не подлежащей пересмотру. Механизм действия этого принципа точно описан Э. Фроммом в работе "Психоанализ и этика": "Человек — не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще и станет".

Многовариантность трактовки понятийного аппарата языка, используемого при передаче информации, а также индивидуальные особенности восприятия информации различными людьми порождают такую закономерность, как закономерность искажения смысла информации, которая имеет важное значение в межличностных отношениях и обязательно должна учитываться в управленческой деятельности, особенно в крупных организациях с большим числом сотрудников и сложной многоступенчатой иерархией должностей.

Французский социолог Л. Моль приводит шутливый, однако близкий к реальности пример, подтверждающий действие закономерности искажения смысла информации в межличностных отношениях.

Капитан говорит адъютанту: "Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в пять часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я сам дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте люден в казарме".

Адъютант передает дежурному сержанту следующее: "По приказу капитана завтра в пять часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, и тогда это явление состоится в казарме".

Дежурный сержант сообщает капралу: "По приказу капитана завтра утром в пять часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день".

Капрал говорит солдатам: "Завтра в пять часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день".

Один солдат другому: "Завтра, в самую рань, в пять часов, солнце на плану произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день"[2].

Мнение специалиста

Исследуя закономерность искажения информации, психологи пришли к выводу, что если задуманное сообщение принять за 100%, то произнесенное сообщение будет содержать 70% первоначальной информации. В следующей фазе процесса восприятия услышанное составит 80% от высказанного, т. е. 56% первичной информации. На этапе понимания остается 70% от услышанного, а это 39% от первичной информации. Запоминается же лишь 60% от понятого. Таким образом, в памяти собеседника остается лишь 24% первичной информации. При пересказывании снова произойдет утрата 30% информации. Таким образом, от первичной информации остается лишь 16%[3].

Искажение информации при восприятии информации в процессе межличностного общения может происходить по разным причинам:

— люди нередко концентрируют внимание на внешности или манерах поведения собеседника (т.е. смотрят на него, а не слушают);

- не владея техникой диалога, собеседники во время речи партнера обдумывают свои контраргументы;

- много полезной информации упускается в случае предубежденного отношения к собеседнику;

- участники межличностного взаимодействия могут различаться по интеллекту, уровню и содержанию образования, физическому и эмоциональному состоянию, что отражается на степени и качестве понимания передаваемой и воспринимаемой информации.

Вступая в межличностное общение, не следует забывать также о закономерности психологической самозащиты. Ведущим мотивом социального поведения человека является сохранение его личного статуса, собственного достоинства. Поэтому люди придают очень большое значение собственной психологической безопасности и защите — активной или пассивной — от потенциальных посягательств на нее. Пренебрежение психологической безопасностью других людей, проявляющееся в осознанном или неосознанном посягательстве на ведущие мотивы социального поведения человека, создает трудно преодолимые барьеры в межличностном общении, разрушая нормальные взаимоотношения.

Выводы

1. Система норм и правил поведения в любом обществе выполняет определенные социально-культурные функции, обнаруживая в себе элементы как всеобщего (общечеловеческого, универсального), так и особенного, присущего только данной культуре в данный момент исторического развития.

2. Выработка правил поведения человека в обществе диктуется объективной потребностью выживания и нормального функционирования социального организма.

3. Внешние формы поведения только тогда становятся элементом и показателем истинной культуры человека, когда они наполняются нравственным ОГЛАВЛЕНИЕм, служат внешним выражением и оформлением уважения к другом}' человеку, к его достоинств}', искреннего желания и готовности помочь, поддержать, оказать услугу.

4. Основу современного этикета составляют общие принципы, соблюдаемые сегодня во все мире: это принципы человечности, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых приходится вступать в контакт.

5. В процессе осуществления профессиональной деятельности и служебного общения необходимо учитывать общие закономерности, определяющие особенности межличностных отношений.