Общие вопросы организации перемещения через границу и таможенного оформления товаров

Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств связано с совершением действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом. Основной частью этих действий составляют операции и процедуры, направленные на оформление данных товаров в соответствии установленными требованиями.

Совокупность этих операций и процедур является таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

Выше уже говорилось, что в основе таможенной политики лежит заинтересованность государства в том, чтобы лицо, перемещающее товары и (или) транспортные средства через таможенную границу государства, уплатило утвержденный законом таможенный платеж. Величина этого платежа связана с наименованием, количеством, стоимостью товара и другими характеристиками, которые подробнее рассмотрены в главе, посвященной изучению темы "таможенные платежи". В целях корректного, полного и своевременного взимания таможенных платежей государство установило особый порядок, при котором перемещаемые через его границу товары и транспортные средства должны быть предъявлены таможенному органу, наделенному полномочиями по реализации фискальной функции.

В данном случае следует обратить внимание на то, что в соответствии с Законом о таможенном регулировании товары – любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации.

Учитывая это, следует проиллюстрировать отличие понятия "товар" от понятия "транспортное средство" следующим образом (рис. 4.2).

В подп. 35, 39, 40 п. 1 ст. 4 ТК Таможенного союза даны еще более точные определения данным категориям, теперь в рамках Таможенного союза:

товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;

Рис. 4.2. Отличие товаров от транспортных средств

транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;

транспортные средства международной перевозки – транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Такое внимание четкому разделению понятий "товар", "транспортное средство", "транспортное средство международной перевозки" уделяется потому, что при совершении таможенных операций имеют место существенные различия – оформление транспортных средств международной перевозки производится в отличном от оформления товаров, особом порядке, без уплаты таможенных платежей.

Совершение таможенных операций в отношении товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.

По мотивированному запросу заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.

В настоящее время основной объем таможенных операций производится не в пограничных таможенных органах, расположенных на таможенной границе Таможенного союза, или находящихся в пунктах перехода через таможенную границу РФ, а в так называемых внутренних таможнях или на таможенных постах, зачастую базирующихся на значительном расстоянии от границы. В основном это связано с увеличением активности российских предпринимателей и соответствующим ростом объемов потоков товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Сегодня нет возможности произвести таможенное оформление всех этих товаров (с соблюдением предусмотренных законодательством контрольных мероприятий) в пограничных таможенных органах без риска создания на границе "товарных заторов", нарушающих динамику международного товарооборота – явлений, пагубных для развития экономики любого государства.