Общие признаки "комплексных практических ситуаций" по Д. Дернеру

Комплексность характеризуется наличием многих взаимозависимых признаков в некоторой области реальности. Комплексность некоторой области реальности тем выше, чем больше признаков и сильнее их зависимость друг от друга.

Степень сложности обусловливается тем, в какой мере необходимо учитывать различные аспекты реальности и их связи, чтобы понимать ситуацию и планировать действия в ней. Высокая сложность выдвигает особые требования к способности человека собирать информацию, интегрировать ее и планировать поведение.

Сетевидность означает, что влияние на одну переменную не остается изолированным, а имеет косвенные и отдаленные последствия. Нередко большое число переменных признаков приводит к тому, что такие возможные последствия не учитываются.

Динамика. К динамическим относятся, как правило, ситуации, в которых объект (система) не находятся в ожидании ответной реакции человека, а развиваются, нравится это действующим лицам или нет. Собственная динамика систем (объекта, ситуации) обусловливает важность понимания тенденций их развития, а не только того, что происходит сейчас. Часто приходится удовлетворяться приблизительными решениями, отказываться от полного сбора всей информации, так как стремление к полноте учета информации вступает в конфликт с давлением времени, понуждающим к действию.

Непрозрачность. Не все из того, что человек хочет увидеть, видно. Многие признаки ситуации или совсем недоступны тем, кто планирует и принимает решения, или доступны непрямо. Человек должен выносить решения, касающиеся объекта (системы, ситуации), актуальные признаки которого видит лишь частично, схематически, расплывчато, а иногда и совсем не видит. Даже при полном знании структуры объекта или системы он все же точно не представляет себе действительную ситуацию именно в данный момент.

Незнание и ложные гипотезы. Человеку, желающему действовать в сложной и динамичной ситуации, недостаточно знать, что происходит. Необходимо не только выявить актуальные признаки данной ситуации, но и иметь представление о структуре объекта (системы).

Сложность ситуации, связанная с различными интересами и неизбежными искажениями при коммуникации, может возникнуть как при монологической, так и при диалогической коммуникации. При этом с учетом временного аспекта наиболее сложной с позиции анализа и планирования коммуникационного процесса становится замкнутая коммуникация[1], которая предполагает обратную связь и формирование нового коммуникационного цикла.

Такого рода коммуникация свойственна долгосрочным партнерским отношениям, сопровождающим многошаговый процесс совместной деятельности, например при реализации бизнес-проекта по созданию интегрированной информационной системы.

В контексте сложности целевых ситуаций важно рассмотреть ряд типов коммуникации с уточнением особенностей понимания ситуации и выбора способов представления информации.

1. "Я – я"[2]: в ходе этой коммуникации происходит познание ситуации, структуризация знаний о целях, предполагаемых действиях других субъектов коммуникации, предположение о возможных конфликтах и достижении результатов. Этот этап служит источником дальнейших искажений, в случае если субъект недостаточно эффективно использует навыки формирования целостной модели ситуации взаимодействия субъектов для достижения определенных профессиональных целей.

2. "Я – он": в ходе этого вида коммуникации происходит передача смыслового сообщения с определенной целью. Помимо адекватного понимания ситуации как таковой здесь важно учитывать "профессиональный язык" и, соответственно, более сложные профессиональные формы представления информации у "потребителя" сообщения, чтобы избежать понятийных разногласий или барьеров в понимании смыслов, связанных с неадекватными формальными средствами.

3. "Я – аудитория": это особый вид коммуникации, в силу необходимости очень четкого понимания особенности восприятия длинных речевых и визуальных рядов как однородной группой слушателей, гак и неоднородной (представители различных профессиональных групп с собственным профессиональным языком и формальными выразительными средствами). В ходе планирования этого вида коммуникации необходимо особое внимание уделять подготовительному этапу, связанному со структуризацией знаний о ситуации, выбору выразительных средств и формы представления результата, а также четкой фиксации целей и результатов коммуникации.