Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями

Такова формулировка, используемая в ст. 38 Статута Международного Суда. Однозначного, общепринятого ее толкования нет. Доктринальные соображения по этому вопросу следующие.

Критерий "цивилизованности" в данном случае – не экономический и не военный; в цитированном положении Статута Суда имеются в виду правопослушные нации, признающие верховенство права. Статья 4 Устава ООН говорит, например, о "миролюбивых государствах".

Сложнее вопрос – что конкретно признают эти миролюбивые, правопослушные и поэтому "цивилизованные" государства? Опять-таки перечня таких "общих принципов права" или их определения нет в каком-либо международном договоре.

В связи с этим в международно-правовой литературе сложились несколько точек зрения на природу общих принципов права. Так, одни авторы полагают, что общие принципы права – это общепризнанные, основные принципы международного права (о них см. ниже гл. 4). Другие с этим не согласны, считая, что последние – это те принципы, которые отражены в основных источниках международного права, договорах и обычаях. А под "общими принципами" следует понимать юридические начала, которые признаются многими государствами в их национальных правовых системах.

В отечественной доктрине международного права к общим принципам права чаще всего относят общие принципы юридического производства, правила "юридической техники", многие из которых известны еще римскому праву: Lex specialis derogat generalis (специальное правило отменяет общее), res judicata (решенное дело, не подлежащее новому рассмотрению тем же судом или судом параллельной юрисдикции), lex posteriori derogat priori (последующее правило отменяет предыдущее) и т.д. Для доказательства ссылаются на подготовительные документы Консультативной комиссии юристов, которая была создана Лигой Наций в 1920 г. для подготовки проекта Статута Постоянной палаты международного правосудия. (Известно, что Статут Международного Суда ООН в части ст. 38 воспроизводит положения Статута Постоянной палаты международного правосудия.) Как следует из этих подготовительных документов, Комиссия юристов руководствовалась следующими соображениями. Государства, передавая свой спор на решение международного судебного органа, ждут по спору решения. Однако возможна ситуация, при которой суд не сможет установить наличие в международном праве обычной или договорной нормы для решения спора. Раз суд обязан и в этом случае решить спор, то Комиссия полагала, что такой спор рассматривается на основании общих принципов права, заимствованных из национальных правовых систем. Поскольку международное право и национальное (внутригосударственное) право являются двумя различными правовыми системами, общими принципами права должны быть такие принципы, которые действительно применимы в обеих этих системах.

В западной доктрине преобладающее мнение состоит в широком понимании понятия "общие принципы права". То есть смысл включения их в число международно-правовых источников и состоял в том, чтобы Постоянная палата международного правосудия могла при решении любого международного спора восполнить возможный пробел в наличествующих международных договорах и международных обычаях. Это означает, что понятие "общие принципы права" рассматривается прежде всего как возможность для суда избежать признания non liquet ("дело не ясно") – из-за того, что в международном праве не достает применимых к какому-то делу норм. Случаи non liquet в целом контрпродуктивны для юстиции и правопорядка. Чтобы избежать их, еще до 1920 г. (до создания Постоянной палаты международного правосудия) международные арбитры, например, уже прибегали к концепции "общих принципов нрава" – для широкого толкования существующего правила; для обоснования "внутреннего убеждения" судьи в том, что несколько обособленных, "исходных" правил можно свести в единое посредством логическо-правового рассуждения. При этом не имело существенного значения, из национального или международного права был заимствован судьей "сырой материал" – эти исходные правила.

Вряд ли приемлемо в настоящее время для большинства государств столь широкое понимание функций международных судей и арбитров. Концепция "судьи создают право", допустимая в странах англо-саксонской системы права, не отражена в современном международном праве.

Вместе с тем сводить рассматриваемое понятие "общие принципы права", используемое в Статуте Международного Суда, только к правилам юридической техники тоже вряд ли корректно в настоящее время, особенно с учетом современной международной судебной и арбитражной практики. Как она показывает, это понятие – еще и важное средство предотвращения упомянутых случаев non liquet.

Кроме того, в упомянутой статье Статута этот источник не отнесен к вспомогательным средствам для определения правовых норм. По этой причине некоторые правоведы относят общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, к основным источникам международного права.