Лекция 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РФ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• понятие, правовую основу государственной гражданской службы;

• понятие и классификацию должностей государственной гражданской службы;

• понятие и виды классных чинов государственных гражданских служащих;

уметь

• анализировать нормативные правовые акты, регулирующие государственную гражданскую службу;

владеть

основными понятиями в области государственной гражданской службы;

• навыками работы с нормативны ми правовыми актами, регламентирующими государственную гражданскую службу.

Понятие государственной гражданской службы. Ее правовая основа

Система государственной службы включает в себя виды и уровни государственной службы. К видам государственной службы отнесены:

– государственная гражданская служба;

– военная служба;

– правоохранительная служба.

При этом если государственная гражданская служба подразделяется на два уровня – федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, то военная и правоохранительная службы являются видами лишь федеральной государственной службы. Иными словами, субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) вправе создавать лишь государственную гражданскую службу.

Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, полномочий федеральных органов государственного управления, а также лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная гражданская служба есть вид государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской государственной службы, обеспечивающих исполнение полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

Данное определение позволяет выявить характеризующие гражданскую службу признаки:

– это профессиональная деятельность, осуществляемая на основе профессионализма и компетентности, т.е. специальных знаний и навыков;

– деятельность, осуществляемая гражданами РФ;

– деятельность с целью обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ[1].

Федеральная государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной гражданской государственной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная гражданская служба субъекта РФ есть профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской государственной службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Правовое регулирование, организация и функционирование федеральной гражданской государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской государственной службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация и функционирование – в ведении субъектов.

Необходимо отметить, что должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, – это так называемые государственные должности РФ.

Например, к государственным должностям РФ согласно Конституции РФ отнесены следующие:

– Президент РФ (ст. 11, 80);

– Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 101);

– Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 101);

– Председатель Правительства РФ (ст. 103, 110);

– федеральный министр (ст. 110);

– судья Конституционного Суда РФ (ст. 128);

– судья Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 128);

– судья Верховного Суда РФ (ст. 128);

– Генеральный прокурор РФ (ст. 129);

– Председатель Центрального банка РФ (ст. 83);

– Полномочный представитель Президента РФ (ст. 83);

– Председатель Счетной палаты РФ (ст. 103);

– Уполномоченный по правам человека (ст. 103).

Другие государственные должности в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ. В целях систематизации государственных должностей Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 "О государственных должностях Российской Федерации" все они в количестве 38 наименований внесены в Сводный перечень.

Принципиальным моментом является то, что государственные должности, внесенные в Сводный перечень, не относятся к государственным гражданским должностям. Эти должности включены в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента РФ, подлежат включению в указанный Реестр.

Что касается субъектов РФ, то Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы постоянно совершенствуется. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в Реестр введены две новые должности:

– заместитель министра регионального развития РФ по федеральному округу;

– заместитель федерального министра – руководитель (директор) федерального агентства.