Общие формы организации учебного процесса

Формы обучения бывают различными. В современном мире нередко встречается индивидуальная форма обучения, когда учитель обучает одного ученика. В этом случае учитываются индивидуальность обучающегося, его специфические интересы, уровень его подготовки и даже психологические особенности. Групповая форма обучения предполагает наличие группы, с которой работает педагог. Разумеется, участие каждого члена группы в процессе обучения оказывается неодинаковым. Есть ученики, которые "задают тон", есть отстающие. Возможна также и коллективная, т.е. совместная форма обучения. При такой организации учебного процесса нет четкой иерархии, предполагающей жесткую схему "учитель – ученик". В процессе обучения участвуют все, поставленные перед группой задачи решаются коллективно, в результате совместных усилий.

Разумеется, каждая из конкретных форм организации обучения имеет свою специфику. Цели и ОГЛАВЛЕНИЕ обучения соответствуют поставленным задачам. Одно дело индивидуальная подготовка студента для решения уникальной проблемы или ученика, который готовится к математической олимпиаде. Иное – мобилизация усилий группы для освоения основного материала. Наконец, совершенно другое дело, когда группа в состоянии работать самостоятельно, члены ее хорошо дополняют друг друга и решают конкретную задачу, чаще всего поисковую, творческую. Во всех случаях существует проблема выбора форм организации обучения, адекватных его целям и задачам.

По мнению Бэкона, существуют два прямо противоположных метода подготовки, развития и упражнения умственных способностей человека. Первый начинает с наиболее легкого и постепенно приводит к более сложному; второй же с самого начала требует выполнения наиболее сложных задач, с тем, чтобы, когда самое трудное будет постигнуто, изучение более легких вопросов может доставить ученику лишь одно удовольствие[1].

Первый метод, по Бэкону, равносилен тому, чтобы начинать плавать с пузырями, которые поддерживают тело в воде; второй – все равно, что начинать танцевать в тяжелых ботинках, мешающих движению[2]. Нетрудно догадаться, насколько рациональное соединение этих двух методов способствует развитию как душевных, так и физических способностей человека. Точно так же исключительно важным и требующим серьезного размышления делом является организация и выбор занятий в соответствии с характером умственных способностей учащихся.

Учителя обязаны хорошо изучить и понять характер природных способностей учеников, чтобы иметь возможность дать родителям разумный совет относительно того рода деятельности, который им лучше избрать для своих детей. Вместе с тем нужно несколько внимательнее отнестись к тому, что правильный и разумный отбор предметов не только приводит к значительным успехам в той области, к которой учащийся проявляет свои природные склонности, но и дает средства помочь ему также в тех областях, к которым он по своей природе оказывается совершенно неспособным. "Например, если кто-то по складу своего ума совершенно не способен останавливаться так долго, как это необходимо, на одном предмете, но, подобно птице, перескакивает в своих мыслях с одного предмета на другой, то здесь могут оказать существенную помощь занятия математикой, где приходится начинать заново все доказательства, если мы хотя бы на мгновения отвлечемся в сторону"[1], – пишет Бэкон.

Огромную роль в обучении играют упражнения. Правда, надо учитывать, что упражнения следует порой и прерывать. Римский философ Цицерон писал, что "в упражнениях обычно развиваются как способности, так и недостатки", в силу чего иной раз дурная привычка приобретается и закрепляется одновременно с хорошей. В связи с этим лучше иногда прервать упражнения, а затем вновь возобновить их, чем непрерывно и упорно продолжать.