Человек, общество, труд

Труд не может рассматриваться социологией вне контекста человека и общества, поскольку оба включены в труд, определяют его и пользуются его продуктами. В связи с этим теория социологии труда апеллирует к двум базовым сущностям труда. Они имеют различную природу, но, несмотря на это, дополняют друг друга, так что труд представляет собой единство двух противоположных сущностей, рассматриваемых с позиции человека и общества.

Природная сущность труда

Труд представляет собой деятельность человека, которая есть нс что иное, как затраты человеком физической и психической энергии. Строит ли человек дом, выращивает хлеб, производит автомобиль, пишет книгу, создает теорию или сочиняет музыку, он всегда затрачивает энергию.

Важно заповнить!

Базовая характеристика труда состоит в том, что труд — это затраты человеком энергии своего организма.

Естественно, что такие затраты разнообразны и не могут быть сведены только к трудовой деятельности. Энергию человек тратит постоянно, когда дышит, потребляет пищу, передвигается, размышляет, даже когда отдыхает, для поддержания жизнедеятельности организма затрачивается огромное количество энергии.

Вместе с тем труд обязательно предполагает затраты человеческой энергии. Без них невозможно какое-либо изменение предметов природы. В таком качестве человек выступает субъектом трудовой деятельности, в то время как природа становится ее объектом. В процессе труда при взаимодействии человека с природой возникает обмен, когда реализуются потенции человека, т.е. он как бы отдает свою энергию природной среде, а та, в свою очередь, в тех же количестве и качестве "отдаст" свой продукт человеку. Рудокоп прилагает усилия, чтобы добыть железную руду. Сталевар тратит силы, чтобы из руды выплавить металл, кузнец затрачивает энергию, чтобы из стали произвести, например, гвозди. Чем больше усилий и, соответственно, энергии они будут затрачивать, тем большего результата достигнут. Это эквивалентный обмен, поскольку большие затраты умственного и физического потенциала пропорционально приводят к большей результативности. Во взаимосвязи природы и человека последний как бы обменивает свою энергию на продукты природы, добывая их и (или) изменяя согласно своим потребностям.

Важно знать!

Деятельность, осуществляемая всегда посредством осознания человеком того, как, что и в каком количестве возможно, следует или необходимо получить от природы, и представляет собой сам труд.

Однако влияние человека на природу не исчерпывается только ее изменением. В процессе труда происходит также изменение самого человека. Так как человек является природным существом, вместе с преобразованием природы происходит и его изменение. В данном случае человек сам является объектом труда. Это становится возможным благодаря тому, что изменение природы в процессе труда всегда происходит с целью удовлетворения потребностей человека. В доисторические времена человек довольствовался жильем, произведенным из соломы и тростника. На смену ему пришли дома, построенные из дерева. Следующим этапом были жилища из глины и необожженного кирпича. После того как человек научился обжигать глину, появились строения, напоминающие современные дома, недостатком которых было то, что они плохо отапливались, кондиционировались, в них было мало света. Осознав это, человек начал совершенствовать внутреннюю архитектуру домов: провел водопровод, использовал стекло для окоп, электричество для освещения. В современных домах имеются достижения информационных технологий: человек может дистанционно управлять отоплением, контролировать безопасность, осуществлять приготовление еды или стирку белья. Стремление во все времена сделать свое жилище максимально комфортным, а также накапливаемый веками опыт давали возможность улучшать условия проживания, одновременно совершенствуя способы достижения этой цели.

В труде человек накапливает опыт и развивает свои знания. Этому способствует осознание человеком того, как, с помощью чего он может достигнуть желаемой цели. Для этого человек использует имеющуюся только у него уникальную способность — воображение. Пи одно животное нс обладает воображением и поэтому не наделено сознанием такого уровня, каким обладает человек. Ни одно животное, кроме человека, не строит дороги, не производит автомобили, не пишет книги, не рисует картины и не снимает фильмы. Воображение присутствует всегда, когда человек конструирует в своем сознании образ цели, абстрактную модель результата деятельности. Именно с этого начинается процесс труда. Далее воображаемый предмет, опять же с помощью труда, становится реальным не только для самого создателя, но и для других людей.

В истории фантазии часто становились реальностью, потому что они представляли собой нарождающиеся потребности человека. С древних времен человек хотел летать, как птицы, — появились самолеты; хотел плавать, как рыбы, — появились корабли и подводные лодки; хотел видеть и знать, как живут другие люди, — появился телевизор; хотел общения на расстоянии, — появился сначала телефон, затем Интернет.

Процесс потребления результатов трудовой деятельности стимулирует возникновение новых потребностей. Для их удовлетворения человек продолжает трудиться, создавая новые знания и производя новые продукты. Таким образом, происходит постоянный процесс развития человека в труде. Родоначальник философии труда Г. Гегель считал труд важнейшим и единственным источником развития человека [1].

Накопленные знания не исчезают вместе с человеком, а передаются другим людям, поэтому каждое последующее поколение использует знания, добытые предыдущим. Знания, доставшиеся в наследство, совершенствуются, развиваются, дают толчок к появлению новых. Па этом зиждется вся история человечества, это положено в основу общественного прогресса. Возможность такой преемственности связана с тем, что человек является не только природным, но и общественным существом.