Общество – сущность Бога

Концепция религии, разработанная Дюркгеймом, исходила из того, что истинной сущностью Бога является общество. Он употреблял понятия Бога и общества как синонимы. Э. Дюркгейм имел целью придать религии светский характер. Взамен обветшалых религиозных представлений он предлагал новые, отвечающие критериям рациональности и светскости.

Подчеркивая священность общества, социолог понимал ее своеобразно: как выражение возвышенности, одухотворенности, гиперспиритуалистичности. Отсюда идея о моральном превосходстве общества над индивидами как его специфической черте. Однако социологизация "бога" проводилась Дюркгеймом отнюдь не в строго научных терминах, да и вряд ли последнее вообще возможно. Наделяя общество чертами священности, морального и духовного превосходства, он обожествлял его не только формально, а говоря об обществе в патетически возвышенном тоне, невольно становился на позиции религиозного пророка.

Метафорическое обожествление общества вследствие этого воспринималось как попытка действительной замены Бога христианской религии, что соответствовало целям Дюркгейма, по замены, совершаемой теми же средствами, которыми пользовалась христианская догматика. В этом проявилась непоследовательность и противоречивость Дюркгейма, его зависимость от идеологического климата эпохи, обыденное представление, что общество нельзя возвысить иначе, как создав религиозно-спиритуалистическую его концепцию, а также типичное для определенных кругов интеллигенции представление о материализме как об учении, которое принижает все духовное, возвышенное.

Структура религии предполагает, согласно Дюркгейму, наличие религиозных верований, представлений и определенного рода деятельности, охватываемой понятием культуры. Верования предполагают особую природу объекта, к которому они относятся, поэтому, ища черту, которая была бы присуща всем без исключения религиозным верованиям, Дюркгейм отмечал разделение всех реальных и идеальных вещей на две противоположные группы: священные и светские (мирские, вульгарные, нечистые).

Идея священного стала основой дюркгеймовской интерпретации религии. Религия имеет дело со священными вещами; в этом, а не в вере в сверхъестественного бога состоит ее самая существенная черта. Понятие священности французский социолог связывает с коллективностью. Группа наделяет вещи особым моральным авторитетом и властью, делая их священными, в то время как светские вещи каждый создает индивидуально, самостоятельно.

Священное обладает, по Дюркгейму, двумя свойствами: во-первых, запретностью, отделенностью от светских феноменов; во-вторых, служит объектом стремлений, любви и уважения людей. Оно, таким образом, является источником принуждения (запрета) и уважения (авторитета) одновременно. Это, по мнению Дюркгейма, указывает на общественный характер священного, поскольку только общество обладает указанными качествами: быть одновременно источником авторитета, любви, поклонения и источником принуждения. Таким образом, с одной стороны, существует священное, производимое коллективностью, преувеличивающее коллективные силы, объединяющее индивидуальные сознания идеей общего, вызывающее уважение и любовь, переносящее пас в общество и связывающее индивида с чем-то его намного превосходящим. С другой стороны, находится светское, отождествляемое с человеческой повседневной жизнью, ежедневными индивидуальными занятиями, частными интересами и "эгоистическими страстями".

Э. Дюркгейм неоднократно заявлял, что его понимание религии далеко от общепринятого. Ее главный признак – совершение действий, направленных на священные объекты, от манипулирования которыми увеличивается солидарная сила группы, крепнет общее сознание, поддерживающее дух индивидов и придающее им бодрость и уверенность, необходимые в жизни.

Определение религии Дюркгеймом весьма расширительно и не содержит указания на ее специфику как формы общественного сознания. В действительности понятие священного значительно шире по объему, чем понятие религиозного. Оно имеет не только религиозный, но и нравственный смысл, выражая высшее качество определенных нравственных ценностей. Отождествляя религиозное и священное и отрицая за религией ее запредельный характер, Дюркгейм включал в число религиозных такие явления, которые в действительности не имели ничего общего с религией. По сути дела, он подставлял вместо религии понятие идеологии и говорил о ее важнейших социальных функциях.

Отрицая специфику религиозного сознания как сознания ложного, фантастического, Дюркгейм не видел противоречивости социальной основы, порождающей религию. Религия рассматривалась им как выражение социального единства, а не социальной розни и неравенства, что соответствовало его целям найти основы идеологической консолидации общества. И ОГЛАВЛЕНИЕ, и функции религии при таком подходе могли быть только позитивными, т.е. оказывающими обществу ценную услугу. История религии соответственно должна была доставлять только положительные примеры, служа опорой для целей социологии. Анализ должен быть направлен на раскрытие позитивных функций религии в обществе, поскольку другие не могут объяснить существование данного социального института. Наконец, с точки зрения социальных перспектив целью его исследования было доказательство вечности религии, вытекающей необходимым образом из ее общественной полезности.

Утверждая, что Бог верующих является не чем иным, как "фигуральным выражением общества", действительного объекта и цели религиозных верований и чувств, Дюркгейм доказывал, что религиозное сознание составляет сущность общественной жизни, его природу. Общество выступает как всеобщий принцип, в нем и через него осуществляется вся полнота отношений индивида с миром. Общество – источник добра и зла, оно наказывает и поощряет одновременно, оно – основа морального авторитета с его убедительной и принуждающей силой, оно, наконец, – самообщество, грозное и доброе, наказующее и поощряющее, дарующее величайшее блаженство приобщения к вечному и великому.

Так как религиозные представления – это представления коллективные, роль связующего и образующего фермента всей человеческой жизни выполняет религия не как абстрактная идея, а как совершающееся на ее основе участие в общественной жизни. В связи с этим религиозные феномены и действия – это сама общественная жизнь. Авторитет и власть религии являются авторитетом и властью общества, ее интенсивность и власть обнаруживают самый главный аспект общественной жизни. Идеология есть само общество, оно является фокусом тех аспектов социума, которые наделены качествами священности. Отсюда почти безграничное влияние религиозной идеологии на культуру, личность, а также на основные закономерности человеческого мышления.

Механизм трансформации общественной силы в моральный авторитет, составляющий сущность религии, Дюркгейм изображал следующим образом: "Общество руководит нами, потому что оно вне нас и выше нас. Моральная дистанция, существующая между ним и нами, создает из него авторитет, которому подчиняется наша воля. ...с этой же точки зрения можно понять тот священный характер, которым моральные явления всегда отличались и отмечены еще и теперь, можно понять ту религиозность, без которой не существовала ни одна этическая система"[1].

Считая, что главным компонентом религии является не ее догматическая часть, а религиозная деятельность, выражающаяся в коллективном отправлении обрядов, Дюркгейм доказывал, что обряды необходимы для нормального функционирования нашей моральной жизни, как продукты питания необходимы для поддержания жизни физической, ибо именно благодаря им утверждается и поддерживается группа, а мы знаем, насколько она необходима индивиду.

Культ является органической частью религии и конститутивной частью общества как целого. Без отправления культов общество захирело бы. Первым результатом религиозных церемоний является приведение группы в состояние действия, увеличение контактов между ее членами, придание им более интимного характера. Это вызывает изменение индивидуального сознания. Если в утилитарной или светской деятельности сильно проявляется тенденция к индивидуализму и разъединению людей, что ведет к ослаблению общества, то во время отправления культа и исполнения ритуала человеческая мысль в результате общей деятельности концентрируется на общих верованиях, коллективной идее, иными словами, "на социальных вещах". "Индивидуальная душа" оживляется, прикоснувшись к источнику, из которого происходит ее жизнь. Она чувствует себя сильнее, чем хозяином самой себя, менее зависимой от физической необходимости. Обряды укрепляют моральную силу человека.