Лекция 3. Общество как социокультурная система

Прежде чем рассматривать общество как единую социокультурную систему, необходимо понять, на какой основе могут быть объединены две ее части – культура и общество, а для этого, в свою очередь, нужно прояснить, что же они собой представляют.

• Общество, социум – многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей – социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями.

В истории философии и социологии общество нередко воспринималось как совокупность индивидов, и только в концепции К. Маркса был сформулирован принципиально новый взгляд на общество, позволивший рассматривать его как особый социальный организм, исключительную социальную форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт бытия не может раскрыть сущность общества, ибо общество – это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. В обществе индивиды не просто взаимодействуют друг с другом, а взаимодействуют по поводу чего-то или кого-то, т.е. целенаправленно. Первой предпосылкой целенаправленного взаимодействия людей явилось их стремление в обеспечении возможности жить: удовлетворять физиологические потребности в пище, тепле, жилище и т.п.

Итак, первый исторический акт – производство средств, необходимых для удовлетворения физиологических потребностей, иными словами, производство самой материальной жизни: производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь, и это главным образом отличает их от животных. Сами себя люди начинают отличать от животных, как только приступают к производству необходимых им жизненных средств, – шаг, который обусловлен их телесной организацией.

Важно видеть две стороны данного способа производства: во-первых, физическое воспроизводство существования индивидов; во-вторых, в еще большей степени – определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, образ жизни. Производство, равно как и воспроизводство, начинается впервые с ростом населения. Оба эти процесса предполагают общение, взаимодействие индивидов между собой: плоды деревьев и т.п. можно употребить в пищу поодиночке, не объединяясь в какое-либо сообщество, но для того, чтобы убить мамонта, нужны совместные действия людей.

Таким образом, производя и воспроизводя жизненные средства, люди объединяются в сообщество. Однако удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям. Так, собственно, и рождается особая социальная форма движения материи – способ производства и удовлетворения бесконечного разнообразия потребностей людей, подчиненного своим особым законам функционирования и развития.

Производство жизни – как собственной, посредством труда, так и чужой посредством деторождения, – это, с одной стороны, естественный процесс удовлетворения физической потребности, с другой – общественный процесс в смысле соединения производящих усилий людей по тому или иному поводу. Производство и воспроизводство жизненных средств для удовлетворения все новых и новых потребностей людей обусловливает формирование "второй природы", т.е. природы, созданной человеком.

Камень, привязанный травой к палке. – это не только первый акт производства идеи, представления; не только первый акт сознания, вплетенного в материальную деятельность и в материальное общение людей, но и первый акт культуры. И если образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий, то культура в широком смысле уже характеризует истинно духовное производство, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии того или иного народа.

• Культура – это мир искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными).

Надо сказать, что с самого начала термин "культура" был связан с естественным процессом, происходящим с помощью рук человеческих: возделыванием почвы, ее культивированием. Первым актом окультивирования человеком предметов природы и создания на этой основе орудия труда, кстати, используемого и для возделывания почвы, можно считать акт привязки камня к палке. Достаточная многофункциональность камня, привязанного к палке, и стала причиной обобщения таких орудий труда или еще каких-либо предметов под одним общим термином "культура". Такое обобщение дало повод называть все созданное человеком "второй природой", которая вырастает из природы первозданной. Таким образом, культура соединяет в себе как элементы материальной, трудовой деятельности людей, так и элементы их духовной деятельности.

Итак, общество предстает перед нами как социокультурная система, олицетворяющая единство материального и духовного производства и, следовательно, производящая, воспроизводящая и удовлетворяющая не только физические потребности людей, но и их духовные потребности (в общении, коммуникации, обмене информацией: политической, нравственной, религиозной и т.д.).