Лекция 14. Общество как развивающаяся система

Общество представляет собой систему, развивающуюся на своей собственной социальной основе — социуме. Под общественной системой понимается структурированный состав общества, включающий его взаимосвязанные компоненты. Наряду с понятием общества часто употребляются понятия страны, нации, государства. Употребляя эти категории, необходимо иметь в виду их предметную самостоятельность. В целом общество — это продукт исторической деятельности людей; страна определяет его географическое местоположение; нация являет целостное экономическое, территориальное, языковое, правовое построение с традиционной культурой, менталитетом; государство — политическую организацию.

Общественная система характеризуется функциональной согласованностью компонентов своей структуры и в то же время их определённой самостоятельностью. Исторически характер развития общества определялся в соответствии со сложившимися экономическими отношениями, политическим господством, социальными особенностями и региональными чертами. Приоритет тех или иных структурных элементов общественного развития проявлялся в гармонии естественных, социальных, демографических, материальных и иных факторов бытия.

Системообразующие факторы становления и развития общества

Мы определили ранее, что общество — это люди, находящиеся в системе общественных отношений и институтов, порождённых их деятельностью. Человек, индивидуальность, личность, персона и в целом социум представляют базовый элемент общества. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) — две стороны единого процесса, происходящего в социальном времени и пространстве.

Говоря о системообразующих факторах, влияющих на процесс становления и развития общества, принято выделять — естественные, социальные, материальные и экологические. С учётом этого, целесообразно уточнить и сущность сфер общественной жизни с соответствующими им традициями, принципами, нормами и культурой, основанными на базовых формах общественной деятельности, как исторически сложившихся самостоятельных системообразующих институтах жизни общества.

Сразу отметим, что детального рассмотрения всех системообразующих факторов становления и развития общества в этом разделе лекции мы делать не будем, так как о части из них уже велась речь ранее, поэтому представим некоторые их особенности, прежде всего, естественные.

Система "универсум — человек" — базовое философское построение для понимания становления и развития общества. Человек, социум, общество на планете есть объективное "порождение" универсума. Явившись миру, человек постоянно совершенствовал себя и преобразовывал природу, выстраивал посредством деятельности всё ему недостающее, общественное.

Человек — специфическая часть природного мира, его сущностной элемент. Он эволюционировал постепенно, изменяя факторы природной зависимости, становясь самостью, посредством труда, общения, улучшения условий быта, ведения совместного хозяйства и т.п., то есть системы социально ориентированных отношений. Становление (выживание и развитие) человека происходило посредством естественного отбора с опорой на собственную силу, здоровье, выносливость, умение противостоять природным факторам и воспроизводить себе подобных. Социальный отбор предполагал наличие различных индивидуальных особенностей, сформированных способностей, реализацию интеллектуальных качеств, умение приспосабливаться к социальной среде и её условиям.

Всё социальное, социально значимое, закреплялось как традиционным житейским образом, так и посредством теоретического закрепления накопленных знаний, умений, установок. Предметно говоря, человек в своём природном становлении и развитии постепенно выстраивался сам и встраивался в лоно социальных законов, сообразно своей естественной природе и общественному бытию. Это осуществлялось, прежде всего, в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению в ремесленном, а, затем и в профессиональном режиме в процессе обучения и воспитания, передачи опыта, то есть в процессе социализации.

Природная среда сыграла роль первичного естественного фактора становления и развития общества через человеческий труд, человеческую деятельность.

Наши далёкие предки изначально использовали в качестве простейших орудий труда, а также для охоты и защиты себя от хищников подходящие для этого предметы природного мира, случайно попавшие в их поле зрения — палки, камни, кости. Эта их операционность относилась к разряду инстинктивных животных форм реакции. Но именно эта способность предков человека к осуществлению примитивных операций явилась мотивированным началом осуществления труда в той форме, в которой он составляет исключительное достояние человека, как целеполагающая деятельность.

От простого использования найденных в природе предметов (скорлупы крупного ореха, применяемого как ёмкость для воды или камня, как ударного или охотничьего инструмента), наши предки осознанно переходили к изготовлению орудий труда и это постепенно становилось их потребностью, которая дала реальный толчок возникновению собственно человеческого, то есть ремесленного (осмысленного) труда, от которого последовал переход к деятельности.

Труд предопределил ряд знаковых для человека последствий:

- во-первых, организм приматов стал приспосабливаться не просто к условиям среды, а именно к труду. Специфические особенности физической организации человеческого существа — прямая походка, дифференциация функций передних и задних конечностей, взаимосвязанное функционирование рук и головного мозга — выработались в процессе длительного приспособления организма к выполнению необходимых для жизни операций;

- во-вторых, труд, будучи не только индивидуальным, но и совместным, стимулировал возникновение и развитие сигналов оповещения, впоследствии — членораздельной речи и языка как средства общения, накопления и передачи необходимой информации;

- в-третьих, в процессе труда расширялись потребности человека, что сказалось на его способностях к осуществлению разнообразных не только индивидуальных, но и групповых действий — зарождалась система общественных отношений, начиная с первобытнообщинных.

Человек отличается от животного мира по самым разнообразным биотическим признакам (особенностям тела, отсутствию сплошного волосяного покрова, прямохождению, строению скелета и т.п.), но главными отличительными признаками являются социальные — речь, способность к абстрактному мышлению, умение целеполагать свою деятельность, наличие социальных связей, социализация, менталитет.

Человеческий труд принципиально отличен от рефлексорных действий в животном мире, потому что:

- является целеориентированным;

- представляет собой активное воздействие человека на окружающую действительность (природу), а не приспособление к ней;

- предполагает не только использование предметов естественного мира, но и собственное производство орудий труда;

- способствует сознательному удовлетворению человеческих потребностей;

- носит как коллективный, так и индивидуальный характер и исторически способствует становлению общества, появлению и развитию его институтов.

Чтобы уяснить для себя вопросы становления и развития общества посредством деятельности, уясним некоторые предметные понятия, применяемые в социальной философии: "работа", "труд", "деятельность" и "творчество". Работа, труд с их обязательными социальными компонентами — речью, общением, накоплением и передачей информации и опыта способствовали становлению и развитию человека общественного. Человеческая деятельность в её компонентном составе: субъект — объект — средства — процесс — результат — условия — система — среда, способствовала становлению и развитию цивилизации. Человеческое творчество является тем созидательно-целевым социальным стержнем, который способствует построению общества высокой культуры, а также социального государства со всеми ценностно-значимыми элементами общественного развития.

Работа — выполнение человеком или группой лиц конкретных функций.

Труд — сознательный способ удовлетворения человеком, коллективом своих потребностей (труд физический, труд интеллектуальный, труд смешанный).

Деятельность — целесообразный труд личности или социальной группы. Целеполагание в деятельности обязательно, потому как оно составляет её сущность. Деятельность шире понятия труда и не укладывается в некие заранее установленные параметры, например, выкопать яму размером метр на метр и на метр. Она несёт как индивидуальную, так и институциональную нагрузку: деятельность учёного, деятельность руководителя, деятельность правительства, деятельность в сфере искусства, деятельность в сфере обороны или общественной безопасности.

Творчество — креативная деятельность, направленная на создание чего-то нового, ранее несуществовавшето.

Работа, труд, деятельность и творчество — социальные константы, имеющие широкое общественное значение.

Анализ понятий работы, труда, деятельности и творчества показывает, что социальное развитие отлично от биологического, хотя человек как субъект функционирует с учётом своей биотической природы. Поэтому можно говорить о различии характера и темпов социальных и биотических процессов. Коренные изменения в общественной жизни совершаются в такие сроки, которых реально недостаточно для сколько-нибудь значительных изменений в развитии биологических видов. К тому же биологическое развитие во многих случаях всё более замедляется, по мере того как определённый вид организмов специализируется и приспосабливается к среде. Напротив, развитие общества на протяжении всей его истории ускоряется. Если Древний мир развивался и функционировал несколько тысячелетий, то общество Средних веков "уложилось" уже в тысячу лет, общество Нового времени с эпохой Просвещения всего в триста, а Новейшему обществу с его информационной насыщенностью немногим более века. Как видим, социальная динамика явно превосходит биотическую. Во многом это стало возможным благодаря возникновению новых механизмов преемственности в развитии общества по сравнению с биологической эволюцией.

В биотическом мире накопление и передача информации от одного поколения к другому осуществляется главным образом через механизм наследственности, лежащий в основе прирождённых инстинктов, а у высших животных также путём передачи потомству приобретённых родителями индивидуальных навыков.

В общественной жизни сущностную роль играют наследованные каждым поколением, прежде всего, производственные и управленческие навыки, социальные и духовные нормы, общественный опыт, который воплощается в языке и мышлении, знаниях и традициях, деятельности и творчестве, в целом в культуре.

Если биологическая передача свойств ограничена запасом информации, который заложен в аппарате наследственности (генах), то наследование социального опыта происходит непрерывно и не имеет границ. Социализация человека в процессе образования, обучения и воспитания (получение знаний, умений и установок) как раз и представляет собою освоение этого опыта, совокупности созданных человеком ценностей. При этом каждое новое поколение обогащает свою культуру новыми достижениями. В отличие от биологического мира, где все изменения совершаются стихийно, бессознательно, перед человеческим обществом открывается возможность сознательно и целенаправленно изменять условия своей материальной жизни и регулировать взаимоотношения с природой.

Отличие природного естества (физико-химические процессы) от общественного естества (социум) заключается в форме отношений, присущих этим явлениям. Природные — материальные образования абиотического и биотического уровней независимы от человеческого вмешательства, они объективны; общественные — социальные образования, созданы людьми на определённых этапах исторического развития, они социальны.

Однако общество не развивается изолировано от природы. Развитие общества немыслимо без известных естественных предпосылок. К их числу относят окружающую общество географическую среду. При этом обязательно учитывается демографическая среда или население.