Лекция 7. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Развиваемые компетенции:

знать

• основные причины необходимости государственного вмешательства в экономику;

• функции и роль государства в функционировании рыночной экономики;

• цели и направления макроэкономической политики государства;

• особенности российской макроэкономической политики;

уметь

• выявлять провалы рынка и экстернальные издержки;

• анализировать макроэкономическую политику государства;

• рассчитывать экономическую эффективность проводимой политики;

• анализировать данные статистики и делать выводы о ходе реализации макроэкономической политики;

• выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

владеть

• современными методиками расчета и анализа показателей, характеризующих эффективность макроэкономической политики государства.

Обоснование государственного вмешательства в экономику

Провалы (фиаско) рынка

Распределение ресурсов и производство товаров и услуг в условиях рыночной экономики связаны не только с преимуществами данной системы, но и сопровождаются возникновением определенных "провалов". Существование "провалов" рынка обусловливает необходимость вмешательства государственных структур в функционирование экономики с целью снижения негативных последствий. Кроме того, рынок нуждается в государственной поддержке в сфере обеспечения соблюдения конкуренции, так как в ином случае возможно неконтролируемое объединение компаний, приводящее к возникновению монополий в отраслях, традиционно являющихся конкурентными (производство товаров ежедневного потребления, розничные продажи и т.п.).

Под провалами (фиаско) рынка понимают рыночную ситуацию, сопровождающуюся неэффективным распределением ресурсов.

Провалы рынка выражаются в следующих проблемах.

1. Рыночные агенты не заинтересованы в производстве общественных товаров. Нежелание потребителей платить за пользование общественными товарами (например, автодороги) приводит к нерентабельности производства данных благ, но в то же время существование этой категории товаров необходимо как для существования общества, так и для функционирования самого рынка.

2. Не обеспечиваются одинаковые конкурентные условия для всех участников рынка, отсутствует противодействие монополистическим тенденциям. Доступ к экономическим ресурсам у всех фирм различен, что отражается на издержках производства. Более эффективные производители за счет более низких цен могут захватывать значительные сегменты рынка или в результате накопленного капитала значительно расширять производство либо включать в свою структуру менее удачливых производителей.

3. Рыночный механизм нс учитывает побочные (так называемые внешние, или экстернальные) издержки. Любое производство оказывает воздействие на внешнюю среду. Отрицательные побочные издержки сказываются не на фирме, в результате деятельности которой они возникли, а на сторонних участниках, вынуждая последних нести большие затраты на компенсацию данного воздействия. Положительные экстерналии проявляются в виде выгоды третьих лиц, не имеющих отношения к производству или заключению сделки.

4. Неполнота и неравномерность распределения информации. Неполнота информации может проявляться как в отсутствии для фирм данных о деятельности конкурентов (издержках производства, планах по освоению нового рынка или нового продукта, стратегиях развития и т.п.), так и в искажении информации для потребителей, например о качестве реализуемых товаров.

5. Неравенство в распределении доходов и ресурсов. Ограниченный доступ к ресурсам может служить следствием вышеперечисленных факторов (монополизация рынка, неполнота информации). Неравенство в распределении доходов связано не только с деятельностью фирм, на функционирование которых влияют различные провалы рынка, по и с распределением дохода среди населения, так как в силу различных причин не все могут участвовать в производстве товаров и услуг, а значит, и получать заработную плату. Это в первую очередь социально незащищенные категории – дети, пенсионеры, временно и постоянно нетрудоспособные граждане.

Рассмотрим ситуации рыночного фиаско подробнее.