Общественные приемные

Еще одним из способов вовлечения людей во взаимодействие является организация общественных приемных, стационарных пунктов общения с населением. Придя в общественную приемную политической организации или кандидата, человек рассчитывает на то, что его выслушают, помогут в решении какой-либо проблемы. И в зависимости от того, как его встретят, как к нему отнесутся сотрудники общественной приемной, у него будет складываться отношение к партии или к кандидату.

Крупные политические партии уже оценили по достоинству данную технологию работы с гражданами, и их общественные приемные работают на постоянной основе, а не только в периоды предвыборных кампаний. Однако чтобы человек пришел в приемную, его надо по крайней мере проинформировать о графике ее работы, месте расположения, дать контактные телефоны.

В общественные приемные, как правило, приходят три типа людей. К первому относятся те, кого уже заинтересовала данная партия, кто хотел бы больше узнать о се программных документах и даже выразить ей поддержку. Ко второму – так называемые правдоискатели, т.е. те, кто решил обратиться сюда в надежде найти решение какой- либо проблемы. К третьему – люди с неудовлетворенной потребностью в общении. В работе с каждой из перечисленных групп есть свои нюансы, которые должны учитывать сотрудники общественных приемных.

В мотивационной сфере представителей первой группы уже есть основания для формирования установки политической идентичности – интерес к партии (кандидату), желание получить больше информации. Важно закрепить этот интерес, не оттолкнуть пришедших людей недоверием или равнодушием, предоставить им возможность детально познакомиться с основными направлениями работы партии, пригласить их к участию в партийных мероприятиях.

Для правдоискателей общественная приемная партии - это нередко лишь одна из многих инстанций, куда они обращались в надежде решить свою проблему. К сожалению, сотрудники приемной обычно бывают не в состоянии реально помочь человеку. Но и в этом случае нельзя человека лишать надежды. Если проявить по отношению к нему элементарное сочувствие, предложить услуги юридического консультирования, посоветовать, к кому обратиться, то тем самым можно "запустить" принцип "связанности взаимными обязательствами" – человек будет считать себя обязанным поддерживать партию или кандидата, которые продемонстрировали желание оказать ему посильную помощь в решении трудной проблемы.

Общение с представителями третьей группы является, наверное, самым сложным, потому что в основе их прихода в общественную приемную часто лежат мотивы, далеко не всегда поддающиеся рационализации. Такие люди приходят в общественную приемную в надежде преодолеть сложившуюся вокруг них ситуацию непонимания и даже отчуждения, им хочется побороть чувство одиночества. Но они никогда об этом не говорят открыто. Они придумывают для окружающих и убеждают себя в том, что пришли в общественную приемную для решения каких-либо социально значимых проблем. По отношению к таким людям требуется особый такт, им нужно сочувствие, признание, а не рациональное объяснение сложности путей решения поставленной ими проблемы. Иногда достаточным бывает их выслушать, чтобы они прониклись к собеседнику чувством симпатии, которое легко можно экстраполировать на политическую организацию. Если такого человека вовлечь в акции, проводимые партией, то можно получить верного приверженца политической организации.

Работа в общественной приемной требует от сотрудника особых профессиональных качеств общения с незнакомыми людьми. Он должен быть внимателен, тактичен, уметь распознавать истинные мотивы, приведшие человека в общественную приемную, и выбирать соответствующую методику беседы. При этом он нс должен забывать, что его задача – не простое общение с посетителями, а формирование позитивных представлений о соответствующей политической партии или кандидате. Но решать эту задачу следует неназойливо. Например, если распространяются рекламные материалы, то это не должно выглядеть искусственно, следует выдвинуть благовидный предлог, объясняющий необходимость знакомства посетителя с новыми направлениями деятельности партии, которые отвечают интересам посетителя.

Большое значение имеет оформление самой общественной приемной. Здесь обязательно должна присутствовать атрибутика политической партии, портрет кандидата, слоган политической кампании. Визуальное восприятие этой символической информации создаст необходимый фон причастности партии или кандидата к тем проблемам, с которыми пришел посетитель. Только в этом случае общественные приемные смогут выполнять функцию "запускания" процесса формирования политической идентичности.