Общественные организации и движения

Общественные организации и движения в отличие от государственных институтов не имеют властных полномочий. Они не могут принимать общеобязательных решений и требовать их выполнения. Отличаются они и от политических партий тем, что не ставят своей целью овладение государственной властью и в этом смысле не являются политическими организациями, хотя их деятельность порой может принимать и политический характер.

Деятельность общественных организаций может иметь разную направленность. Для выявления той роли, которую они могут играть в политической жизни общества, следует классифицировать их по степени заинтересованности и возможности участия в политическом процессе. С политической точки зрения, в основу классификации общественных организаций и движений могут быть положены их цели. В качестве таких целей могут выступать: защита политических, экономических, социальных, гражданских и культурных прав и свобод, удовлетворение профессиональных или любительских интересов, участие в благотворительной или другой социально значимой деятельности. Возможна типологизации и по виду деятельности: экономические общества, научно-технические общества, общества в сфере просвещения и культуры, спортивные и туристические общества или общества охраны здоровья. В результате можно выделить такие типы общественных объединений, как: общественно- политические, социально-экономические, общественно- гражданские, национальные, культурные, религиозные. Каждый выделенный тип, в свою очередь, может быть разделен на более мелкие разновидности. Например, в классе общественно-гражданских объединений можно выделить ветеранские, молодежные, женские, детские, образовательные, правозащитные, творческие и другие объединения.

Правовое государство и его основные признаки

Правовым обычно называют такое государство, в котором каждому гражданину гарантируется политическая свобода, основанная на действии законов, в формулировании и утверждении которых так или иначе принимает участие сам этот гражданин. В таком государстве принятие и изменение законов происходит в соответствии с волей парода, выраженной непосредственно или через его представителей, избираемых в соответствии с установленной процедурой. Основными признаками правового государства являются следующие:

верховенство права (закона), предполагающее подчинение ему не только граждан, но и самого государства со всеми его учреждениями и организациями;

признание политической свободы и равенства в правах за всеми гражданами, включая самых высокопоставленных должностных лиц государства;

– "симметричные" отношения между личностью и государством, предполагающие их взаимную ответственность друг перед другом;

разделение властей, исключающее сосредоточение властных полномочий в руках одного лица, учреждения или политической партии.

История идеи правового государства. В европейских монархиях XVII–XVIII вв. все властные полномочия сосредоточивались в личности государя, который считался единственным сувереном, обладающим неограниченной властью на территории своей страны. В таком государстве король выступал одновременно и как высший законодатель, и как исполнитель законов, и как верховный судья, а кроме того, он же одновременно рассматривался и как полный собственник – хозяин своего королевства. Последний русский царь Николай II, заполняя анкету переписи населения, в графе "род занятий" так и написал: "Хозяин земли Русской". Монарх неограниченно распоряжался и военными силами, и финансами, ему безраздельно принадлежала вся верховная власть в стране, поэтому уже упоминавшееся выражение Людовика XIV: "Государство – это я!" – не просто красивая фраза, а отражение реального положения дел. "Ничто не обеспечивает счастья и благополучия государства в такой мере, как сосредоточение всей власти в руках суверена, – наставлял этот монарх своего сына, – малейшее разделение власти служит источником величайших несчастий".

Однако по мере развития рыночных отношений и частного предпринимательства вмешательство государственной власти в хозяйственно-экономическую жизнь начинает восприниматься как тягостное стеснение, как досадная и мелочная опека. Чем шире становится такое вмешательство, чем глубже проникает оно в частную жизнь граждан, тем резче становятся требования реформ со стороны нового общественного класса – предпринимателей и торговцев. Недовольство неограниченным политическим самовластием монарха сливается с недовольством его вмешательством в экономику, а требование экономической самостоятельности – с требованием политической свободы. Так происходит радикальное изменение представлений о том, чем должно быть государство: не высшей силой, безраздельно властвующей над жизнью и имуществом подданных, а административным аппаратом, осуществляющим процесс управления в соответствии с волей граждан, выраженной в законе.

Современное демократическое государство, обладая мощью, о которой не могли и мечтать самые жестокие тирании древности, обнаруживает глубокую перемену в способах организации и осуществления власти. И прежде всего, радикально меняются взгляды на характер отношения между правителями и гражданами. Не человек существует для поддержания и укрепления государства, а наоборот, государственная власть оберегает и защищает его частную жизнь, видя в этом свою основную задачу. И хотя выполнение этой задачи требует сильного и авторитетного правительства, власть последнего основывается, прежде всего, не на силе, а на доверии к его способности обеспечить мир и процветание страны.

Суверенитет народа и права личности. Идея правового государства базируется на признании суверенитета народа. Лишь власть, вытекающая из народной воли и опирающаяся на закон, который является выражением этой воли, может быть действительно правовой, всякая иная власть является узурпацией. Однако само по себе волеизъявление народа не может быть полной гарантией против тирании. Уже опыт якобинской диктатуры, установленной волей и именем народа, показал опасность, вытекающую из признания неограниченного характера даже и общественной воли.

Признание народного суверенитета является необходимым, но не достаточным условием создания правового уклада. Чтобы иметь более эффективные гарантии от "беспредела" со стороны власти, суверенитет народа должен иметь свои границы в виде прав личности, защита которых и составляет основное ОГЛАВЛЕНИЕ законов правового государства.

Современному правосознанию представляется само собой разумеющейся необходимость гражданских свобод, выраженных в личной неприкосновенности, свободе совести, слова, свободе общения и т.д. Сегодня признание этих элементарных прав выступает необходимой предпосылкой всякой государственной власти, заявляющей о своей приверженности демократии и праву. Можно сказать, что степень осуществления правового государства прямо соответствует широте обеспечения свобод, перечень которых впервые дан в Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 г. Вот некоторые положения этого документа:

Представители французского народа, принимая во внимание, что незнание, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объяснении естественные и священные права человека, дабы объявление это непрерывно напоминало людям об их правах и обязанностях.

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах...

Цель всякого государства – сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека.

Начало верховной власти лежит по существу в самом народе. Никакое учреждение, никакое лицо не может осуществлять власть, которая не происходит прямо от народа.

Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому.

Все, что не воспрещено законом, дозволено; никто не может быть принужденным к тому, что закон не предписывает.

Все граждане, лично или через избранников, представителей участвуют в издании закона. Все граждане перед законом равны.