Общественные объединения в современной России

Развитие общественных объединений (организаций) в современной России проходит по сложному пути. После распада СССР и смены в России общественно-экономической формации было отвергнуто все советское, включая и систему общественных объединений, которые, особенно в позднесоветский период нашей истории, окончательно скомпрометировали себя в глазах граждан или как механизмы политической индоктринации, не способные решить никакие больные вопросы общества и практически бесполезные и потому объективно обществом не востребованные, или как бесполезные и обветшалые элементы демократического "декора".

Пример из практики. В этом смысле показателен опрос россиян, проведенный Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) в 2001 г. По его результатам, в целом о существовании в новой России общественных объединений в той или иной степени информированы 65% опрошенных (знают об их наличии 30%, что-то слышали – 35%); 24% респондентов на момент опроса слышала об этом впервые. Членами общественных объединений считали себя только 5% россиян, из которых 3% состояли в профессиональных союзах и 1% – в организациях, поддерживающих пенсионеров, инвалидов и ветеранов. При этом, раскрывая смысл понятия "общественное объединение", участники фокус-группы перечислили как главные признаки защиту интересов определенных групп, добровольность, неприбыльный характер деятельности, и, хотя и редко, независимость от государства. Такие результаты свидетельствовали о том, что респонденты того времени формулировали социальное предназначение общественных объединений, исходя или из прежнего опыта, или из некоего идеалистического представления о том, как должно быть, а не как есть на самом деле.

По мере повышения зрелости общества в России представление об общественных объединениях стало модифицироваться, и они все больше стали рассматриваться гражданами как потенциально эффективный способ заявить о своих правах, проблемах, обратить на них внимание государственных структур и – шире – как один из наиболее эффективных и быстрых путей формирования в России того, что принято называть гражданским обществом.

Российское государство, со своей стороны, считает общественные объединения важным элементом социально- политической структуры, поддерживает их законодательно и стремится с ними конструктивно взаимодействовать.

Пример из практики. Основы такого подхода заложены были еще в первые годы существования новой России, в частности, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г. "О действенности государственной власти в России". В Послании констатировалось: "Эффективность власти в демократическом государстве не в последнюю очередь зависит от качества ее взаимодействия с гражданским обществом. (...) Обязанность государства по отношению к гражданскому обществу состоит в том, чтобы содействовать его становлению и полноценному функционированию". При этом как долгосрочная задача был поставлен вопрос о том, чтобы рассматривать поддержку институтов гражданского общества как инвестиции в стабильность самого демократического государства[1].

В целом, исходя из сложившейся и складывающейся на наших глазах практики, функции общественных объединений в современном российском государстве выглядят следующим образом:

• дополнительный, неформальный и оперативный канал двусторонней коммуникации с обществом;

• средство реализации практических проектов в тех нишах, в которых государство по каким-либо причинам представлено недостаточно;

• инструмент диагностики социальной напряженности в обществе, выявления его болевых точек;

• конструктивная форма самоорганизации граждански активной части населения, не удовлетворенной существующими способами выражения своей гражданской позиции или представительства своих интересов.

При этом общественные объединения могут формироваться практически в любой сфере или для решения любой проблемы, так или иначе вызывающей общественный интерес. По способу финансирования общественные объединения можно разделить на следующие большие группы:

• получающие поддержку от государства;

• функционирующие на гранты и пожертвования;

• действующие благодаря исключительно взносам своих членов;

• работающие на основе смешанной модели финансирования.

Пример из практики. По последним доступным данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), на 1 января 2013 г. в России, по данным Росстата, было официально зарегистрировано Министерством юстиции более 104 тыс. общественных объединений (организаций). Более подробная статистическая картина представлена в табл. 11.1[2].

Таблица 11.1

ЧИСЛО ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на 1 января 2013 г.)

Общественные объединения

Все

Из них зарегистрированные в 2012 г.

Общественные объединения Всего

104 949

6263

В том числе:

общественные организации

53 026

4749

из них: благотворительные

1613

92

общественные движения

1754

154

из них: благотворительные

6

общественные фонды

5414

209

из них: благотворительные

2070

65

общественные учреждения

876

207

из них: благотворительные

4

органы общественной самодеятельности

173

11

Иные виды общественных объединений

43 706

933

Из них:

профессиональные союзы

32 334

364

национально-культурные автономии

988

131

политические партии

54

47

Некоммерческие организации Всего

87 028

9290

В том числе: благотворительные фонды

6141

951

Филиалы и представительства международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций

246

11

Примечание. По данным Министерства юстиции РФ.

Приведенная статистика не исчерпывает, однако, всего многообразия общественных объединений, поскольку основывается на данных только российского Министерства юстиции, не включая данные соответствующих органов на местах. Кроме того, государственная регистрация не является для общественных объединений обязательной.

Предвыборная президентская кампания 2012 г. в России, ее результаты стали катализатором развития общественных объединений (организаций) в России и осознания возможности приобретения ими все более значимой роли.

Пример из практики. Показательна в этом отношении эволюция сформированного в рамках предвыборной кампании ставшего в дальнейшем президентом РФ В. Путина Общероссийского народного фронта (ОНФ), объединившего многие общественные организации России, поддерживавшие его программу. После выборов встал вопрос о его переформатировании из предвыборного конгломерата общественных объединений в самостоятельное постоянно действующее общественное движение, представители которого имели бы возможность контролировать программу развития России, поскольку она была сформулирована в значительной мере при их участии. "Нам нужен эффективный механизм. Первое, что приходит в голову, – продвижение через различные политические структуры представителей Общероссийского народного фронта в органы власти, причем и в исполнительные, и в представительные – то есть в Заксобрания", – заявил по этому поводу российский президент[3], тем самым подчеркнув значение, которое российское государство придает общественным объединениям в России и взаимодействию с ними.

Импульс становлению общественных объединений (организаций) в России также дали вступившие в силу в 2012 г. изменения в Федеральном законе № 95-ФЗ "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. Минимальная численность партий снижена с 40 тыс. до 500 человек. Кроме того, вновь создаваемые партии вместо ежегодного финансового отчета о поступлении и расходовании средств перед Центральной избирательной комиссией (ЦИК) и Министерством юстиции РФ отчитываются только перед ЦИК раз в три года. В результате количество зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ партий колеблется, по данным 2012 г., на уровне четырех десятков.

В самые последние годы в нашей стране начал формироваться феномен волонтерства (волонтер – гражданин, добровольно и на безвозмездной основе занимающийся общественно полезной деятельностью), особенно отчетливо проявляющийся в периоды преодоления разрушительных последствий стихийных бедствий (вспомним наводнение в Крымске, сбор средств для пострадавших во время лесных пожаров, выезды волонтеров на тушение этих пожаров) или техногенных катастроф.

Волонтерские объединения – сравнительно новый для России вид общественных объединений. Многие из них не существуют на постоянной основе, а стихийно формируются по мере необходимости, например, при содействии полиции в поиске пропавших детей. Кроме того, волонтеры объединяются вокруг реально действующих благотворительных организаций и фондов, работают в хосписах и т.п.

Пример из практики. Например, по данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ (2010), уровень занятости и добровольчества в российских негосударственных некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, но значительно ниже, чем в странах Западной Европы[4].

Некоммерческие организации (НКО) занимают среди общественных объединений в России отдельное место.

НКО или некоммерческая организация – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, – говорится в Федеральном законе № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты нрав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ[5]. Впрочем, некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, необходимых для выполнения их уставных целей. Необходимо также помнить, что среди НКО немало таких, которые не относятся к структурам гражданского общества.

В научной и публицистической литературе об общественных объединениях нередко используется заимствованный из западного дискурса термин "третий сектор", как обобщающий все многообразие видов общественных объединений. Этот термин восходит к секторной модели общества, предполагающей деление всех субъектов, принимающих участие в создании валового национального продукта, на четыре сектора: государственные организации, бизнес, неприбыльные некоммерческие организации и домохозяйства. Критерием для такого деления служит источник финансирования для развития. У государства это налоги, у бизнеса – прибыль, у третьего сектора – пожертвования и гранты, у домохозяйств – самоэксплуатация, работа их членов.

Таким образом, нынешний этап формирования и функционирования общественных объединений в России можно охарактеризовать как переходный – от состояния постсоветского упадка к более высокой ступени и степени развития. Этот переходный этап характеризуется такими процессами как:

• формирование законодательной базы функционирования общественных объединений в России;

• рост количества общественных объединений;

• сегментирование общественных объединений по функциям, формам организации, видам финансирования;

• повышение внимания государства к проблемам общественных объединений и его готовности вести с ними конструктивный диалог.