Общественные блага

Чистое общественное благо (pure public good) – благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

Чисто общественное благо характеризуется неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например национальная оборона.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Государство использует систему налогообложения для осуществления финансирования производства общественных благ.

Поступления, финансирующие общественные товары, образуются за счет главных налогов (подоходного, на прибыль корпораций, на имущество).

В пределах конкретной налоговой системы может существовать уровень потребления частных товаров, согласовавшийся с уровнем потребления общественных товаров. Налоговая система привносит в экономическую систему неэффективности так, что кривая достижимости лежит внутри кривой производственных возможностей.

Увеличение налоговых ставок сверх определенного уровня может настолько уменьшить стимулы, что реально и выпуск, и налоговые поступления будут сокращаться. Из этого следует, что существует максимально достижимый уровень государственных расходов. Такую закономерность отражает кривая Лаффера (рис. 7.11).

Рис. 7.11. Частные и общественые товары – кривая достижимости

Налоговая система распределяет ресурсы таким образом, что экономика никогда не может выйти на кривую производственных возможностей. Она всегда выходит на кривую достижимости (рис. 7.12).

В демократическом государстве важное значение приобретают два критерия:

• определение уровня затрат и решений, приводящих к увеличению/уменынению затрат;

• оценка того, насколько демократические процедуры могут помочь принять эффективные решения.

Рис. 7.12. Кривая производственных возможностей

Первый важен при формировании ценообразования в государственном секторе. Это по существу критерий предельных издержек и их соответствия цене создаваемого блага. Второй критерий исчерпывается теоремой невозможности К. Эрроу и парадоксом голосования.

Применяя маржиналистский анализ, можно утверждать, что с ростом государственных расходов предельная выгода от них уменьшается, а предельные издержки увеличиваются (рис. 7.13).

Налоговой ценой называется налоговый платеж, который индивид должен сделать на каждый дополнительный доллар расходов на общественное благо.

При равном налогообложении в экономике с п индивидумами налоговая цена составляет 1 /п. При пропорциональном налогообложении (каждый платит одинаковый процент) налоговая цена ; , следовательно средняя налоговая ставка

Налог платит индивид с дохода Yi. В этом случае сумма налогового сбора

где Т – сумма налогового сбора, ti – налог на заработную плату, w – заработная плата до уплаты налога, L – число отработанных часов, I – доход не в виде заработной платы.

Рис. 7.13. Влияние государственных расходов на выпуск общественных благ:

а – изменение МС и МВ в зависимости от государственных расходов: б, г – выпуск общественых благ от государственных расходов; в – изменение индивидуальной полезности от государственных расходов для разных групп агентов по уровню доходов; МС – предельные издержки; МВ – предельный доход; G – государственные расходы; V – выпуск общественных благ; U – полезность

Если государством предоставляются какие-либо налоговые льготы, то аналитически их предоставление можно представить как

В рамках налогового законодательства различных стран по поводу указанных ниже четырех пунктов имеются противоречия о целесообразности преобладания того или иного вида налога, а именно:

1) потребительский налог против подоходного налога;

2) налоги на наследство;

3) налог на богатство;

4) социальные гарантии (государственные пенсионные проекты).

В налоговом законодательстве ряда стран существуют положения, приемы, сокращающие действующую ставку налога:

• нормы амортизационных списаний;

• особый режим налогообложения жилищного фонда (например, не налогооблагаются услуги жилья, находящегося в частной собственности и доходы от этого жилья);

• специальный режим страхования жизни и отсроченной компенсации;

• потребительские товары длительного пользования;

• освобождаются от налогов облигации и доход от процента.

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом.

Чисто частное благо (pure private good) – благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями) и продано по частям. Невозможность расчета цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации, для преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца" (free-rider problem).

Итак, общественное благо – благо, которое в потреблении доступно всем агентам, включая и тех, которые не осуществили никаких затрат но созданию этого блага и не могут никакими способами быть отстранены от потребления их.

М. Блауг сформулировал иное определение: особая природа общественных благ заключается в том, что их потребление может быть только совместным и равным. Чем больше достается одному домохозяйству, тем больше, а не меньше достается любому другому. Если общественные блага доступны кому-нибудь, то они должны быть доступны всем (свойство неисключаемости в потреблении). Их потребление кем-то одним не должно препятствовать потреблению других (свойство несоперничества). Эти свойства выделяют группу общественных товаров из всех других групп товаров. Однако можно назвать основные признаки, характеризующие связь общественных товаров с социальным сектором экономики.

1. Общественные товары по существу выделяются в силу и мотивируют рациональное поведение потребителей. В данном контексте рациональное поведение предстает как "проблема безбилетника".

2. Общественные товары не вписываются в стандартную модель рыночного равновесия, так как общественные блага признаются предметом заботы государства.

3. Общественные блага, как правило, определены в экономической науке довольно размыто в зависимости от того, насколько удовлетворены два условия – неисключаемости и несоперничества. Если оба условия удовлетворены, то имеется чистое общественное благо. Если в какой-то степени – квазиобщественное благо (пожарная охрана, элементы гражданской обороны). Если одно свойство выражено умерено, а второе нормально, то присутствует смешанное благо.

4. Все продукты социального сектора невозможно отнести в специфическую группу общественных благ, поскольку эти группы товаров не являются совпадающими (в частности услуги образования и услуги театров). При ограниченной доступности к ним и очевидном соперничестве – нельзя отнести к общественным благам. Могут существовать частные формы предоставления этих видов услуг.

Мериторными называются блага, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от желаемого обществом спроса.

Следовательно, понятие "мериторные блага", введенное в научный оборот Р. Масгрейвом, связано с общественными интересами, которые не проявляются в индивидуальных предпочтениях.

Интересы, связанные с мериторными благами, называются мериторными интересами.

К мериторным интересам относятся следующие случаи:

• общество требует защиты больных, умственно отсталых людей, а также недостаточно информированных от их нерациональных решений. Следовательно, мериторная заинтересованность общества оказывается очевидной и применительно к продуктам науки, культуры, здравоохранения;

• общество помогает индивидам принимать верные решения. Речь идет о неготовности таких индивидов платить цену за продукты социальной сферы. Типичным примером служит "раздвоение личности", когда очевидная полезность блага для индивида входит в противоречие с его нежеланием предпринимать какие-либо усилия, чтобы это благо получить. Например, многие люди не хотят учиться и видят бесполезность этого процесса. В этом случае их переубеждение – мериторное благо;

• потребность в преодолении иррациональности неимущих посредством предоставления помощи нуждающимся. Этот обычный мотив государственной активности может принимать форму доплат к личным доходам граждан на основе социальных трансфертов в натуральной форме.

Форма государственной активности зависит от опекаемых им групп населения. Это может быть ограничительная политика цен за счет предоставления субвенций производителя.

Коллективные интересы присущи обществу как таковому. Они представлены институциональными возможностями общества, системой ценностей, культурной деятельностью.

Деятельность государства сводится к финансированию библиотек, реставрации памятников, обеспечению защиты наиболее незащищенных слоев населения и т.д.