Общественное мнение как инструмент самоорганизации социальной системы

Процессы самоорганизации социальной системы представляют собой непрерывное приспособление элементов социума к изменениям социальной среды, которые они не могут ни контролировать, ни изменять. Управляемая подсистема берет на себя функции сохранения стабильности и поддержания динамического равновесия социальной системы, используя специфические инструменты самоорганизации на обыденном уровне. В определенной степени социальная самоорганизация представляет собой резервную управленческую структуру, которая начинает действовать, если официальная власть не может осуществлять свои функции в полной мере. Центральным элементом этой структуры и главным инструментом социальной самоорганизации, осуществляющим как нормотворческие, так корректирующие и контролирующие функции, выступает общественное мнение.

Общественное мнение – продукт коллективного осмысления социальной действительности, интегрирующий общезначимые представления, отражающие потребности и интересы социальных общностей как субъектов общественного мнения.

Общественное мнение распространяется по формальным и неформальным каналам коммуникаций и выражается в рационально-оценочном отношении к состоянию социальной среды и в коллективных поведенческих актах.

Общественное мнение охватывает все стороны жизнедеятельности социальных общностей и включенных в них личностей во всем многообразии социальных взаимодействий как на межличностном, так и межгрупповом уровне. Выполняя комплекс функций, связанных с организацией общественной жизни людей в рамках единой системы, общественное мнение необходимо играет роль инструмента самоорганизации социальной общности, сохраняющего ее стабильность и динамическое равновесие.

Общественное мнение существует на двух уровнях: явном (формальном) и латентном (неформальном)[1]. На явном уровне общественное мнение формируется в результате публичной дискуссии. Оно выполняет функции, которые являются осознаваемыми и намеренными для участников обсуждения социальной проблемы. Латентное общественное мнение формируется на неформальном (обыденном) уровне. Оно может не осознаваться и вербально не формулироваться, однако проявляется в виде поведенческих актов и "молчаливой позиции", выражающейся в отсутствии действий или уклонении от обсуждения вопроса. Поскольку существование явления полностью зависит от существования социальной системы, в которой оно функционирует, общественное мнение на неформальном уровне выполняет управленческие функции в полном объеме – от диагностики состояния системы до корректировки действий всех его элементов. При этом между всеми агентами взаимодействия сохраняется теснейшая обратная связь, циркулирующая на бытовом уровне.

В силу своей специфики такая связь не озвучивается средствами массовой информации, т.е. не проявляется публично. Средствами ее выражения выступают народное творчество, частушки, анекдоты, самодеятельное творчество, слухи, анонимная информация. ОГЛАВЛЕНИЕм мнения по актуальной социальной проблеме, которое распространяется в процессе неформального общения, является оценка эффективности формального управления, отношение к официальным нормативам поведения и возможным способам уклонения от их соблюдения.

Отсутствие осознанного восприятия отдельной личностью влияния общественного мнения на формирование ее мироощущения и поведение связано с тем, что само мнение в его скрытой форме составляет основу и условие существования социума, к которому индивид принадлежит самим фактом своего рождения. Выступая объектом социализации и формируясь как элемент социальной системы, член общества приобретает комплекс качеств и свойств, имеющих внутри данной системы социальное значение, причем одним из важнейших компонентов этого процесса является общественное мнение. На протяжении всей социальной жизни человека общественное мнение выполняет по отношению к нему роль "социальной кожи". И так же, как собственная кожа, общественное мнение ощущается человеком только при возникновении дискомфорта, связанного с нарушением социального равновесия между желаемым и действительным положением вещей.

На физиологическом уровне такой дискомфорт связан с болезнью отдельного человека, на социальном – с серьезным конфликтом внутри социальной системы между формальным управлением и процессами самоорганизации на обыденном уровне.

Процесс функционирования общественного мнения является в то же время процессом его формирования и распространения по неформальным каналам межличностных и межгрупповых коммуникаций, которые составляют поле его существования. Феномен общественного мнения соединяет в едином пространственно-временном интервале устойчивую систему ценностных ориентиров, выработанных коллективным опытом на протяжении длительного исторического существования общества, как базу коллективного консенсуса и динамические процессы трансформации содержания социальных оценок, выступая одновременно как явление и процесс. Специфика такого существования выражается в социальном контексте как различие (а иногда и противоположность) между высказываниями личности или группы и конкретными поведенческими актами. Причем и высказывания, и действия могут осуществляться одновременно или с минимальными промежутками между ними. Фиксируемые эмпирическими методами противоречия между декларируемым и реальным поведением социальных групп отражают в данном случае степень расхождения между мнением, сформированным управленческой подсистемой, и стихийно существующим внутри управляемой подсистемы (латентным общественным мнением).

Формирование и распространение общественного мнения в неформальном пространстве его существования происходит комплексно. Существуя в единой системе и являясь одним из ее элементов, общественное мнение оценивает политические, экономические и культурные составляющие жизни общества в их единстве и взаимодействиях. В отличие от публичных дискуссий в СМИ, ограниченных тематикой освещаемой проблемы, бытовое межличностное общение затрагивает одновременно все возможные вопросы, не обращая внимания на их разноплановость. Внешне эклектичные беседы в общественном транспорте, в очередях, в дружеской компании имеют единую основу – общую социальную принадлежность собеседников, разделяемую большинством систему ценностей, общепринятые нормы поведения. Цель такого общения существенно отличается от цели публичной дискуссии. Если публичное обсуждение проблемы должно заканчиваться выработкой единого решения по ее устранению, то главным результатом неформального общения выступает, прежде всего, подтверждение единства группы, к которой принадлежат участники обсуждения, и лишь затем – выработка общего решения.

Существование общественного мнения одновременно в виде явления (устойчивая система базовых социальных ориентиров) и процесса (их постоянная трансформация в зависимости от изменяющейся среды) позволяет стабилизировать общество в условиях негативных внешних воздействий и управленческих манипуляций. При высокой степени самодостаточности управляемой подсистемы, адаптировавшейся к условиям неопределенности и выработавшей определенные способы "защиты от чужака", публичное общественное мнение фиксирует лишь готовность социальных общностей высказать общепринятые истины. Действительное настроение общества, а тем более ОГЛАВЛЕНИЕ поведенческих актов, такое мнение лишь скрывает. Усиление внешнего давления с целью закрепления принципов конформизма приводит к расколу общества.

В качестве инструмента самоорганизации общественное мнение, формирующееся на бытовом уровне, выполняет функции консолидации коллективного социального субъекта в процессе осмысления социальной ситуации, внутри которой он находится, и выработки оптимального решения по ее освоению. Не имея доступа к каналам массовой информации, обыденное общественное мнение функционирует в латентной форме и находит свое выражение в неформальных каналах межличностных и межгрупповых коммуникаций внутри конкретного социума.

Общественное мнение формируется под одновременным и двусторонним давлением – формального воздействия управляющей подсистемы и реальной социальной ситуации, изменяясь и деформируясь. В условиях социальной стабильности эти деформации незначительны, поскольку социальная ситуация достаточно объективно отражается официальными информационными каналами. Общественное мнение в целом содержит единое отношение к ситуации, а коллективное поведение соответствует официально декларируемым нормам. Создается внешний эффект единого мнения, которое искусственно формируется и реализуется в коллективном поведении. Социальный кризис нарушает этот баланс и разрушает иллюзию единства. Мнение публичное и мнение латентное получают различное ОГЛАВЛЕНИЕ.

Данное расхождение проявляется, прежде всего, в расхождении между декларируемыми высказываниями респондентов в процессе формальных опросов (проявление публичного мнения) и их реальным поведением (проявление латентного мнения). Это явление можно определить как "эффект расколотого сознания", хотя в действительности сознание членов общества остается целостным, фиксируя отмеченное расхождение и принимая "правила игры" – говорить то, что требуется, а поступать в соответствии со своими интересами.

Общественное мнение на бытовом уровне не подвержено кардинальным переменам в короткие сроки, поскольку формируется и функционирует в слое сознания, который находится ближе к ментальности общества, природа которой в значительной степени ригидна. В этом одно из его главных отличий от мнения публично озвученного, воздействующего на поверхностные уровни сознания и отражающего сиюминутные проблемы и интересы, к которым привлекает внимание общества управляющая подсистема. В этом же заключается одна из причин серьезных расхождений между мнением формальным и латентным, поскольку последнее нуждается в значительном временном промежутке, чтобы осознать, оценить и принять необходимость пересмотра своей позиции.

Общественное мнение никогда не представляет интересы всего общества и не выступает атрибутом единства позиций всех социальных элементов, однако при всей внешней мозаичности и парадоксальности в своей основе оно является фактором социального согласия как условия самого существования социума в качестве управляемой системы, а не стихийно образованной совокупности взаимно несвязанных образований. Поэтому трансформация коллективного сознания и поведения под влиянием только внешних воздействий невозможна. Необходимо, чтобы в этом процессе активно участвовало мнение латентное, которое па бытовом уровне должно иметь то же ОГЛАВЛЕНИЕ, что и мнение декларируемое.