Общеобразовательная школа и воспитание гражданина Европы

Общеобразовательная школа активно участвует в поиске эффективных путей духовного сближения народов Европы. В учебных заведениях в этой связи на центральное место выдвинуты реформы лингвистического обучения. Реформами предусмотрено преподавание основных европейских языков. Повсеместное и обязательное знание этих языков должно гарантировать успешные контакты, диалог и сотрудничество жителей Европы. В 1990 г. вступила в силу многолетняя программа "ЛИНГВА", инициирующая изучение государственных иностранных языков Западной Европы.

"Разделение Европы по языковому признаку подрывает европейскую интеграцию", – говорит французский филолог Ж.-П. Венсан[1]. Вместе с другими учеными он полагает, что во имя достижения европейского единства целесообразно внедрять обязательное обучение единому для всех языку. Впрочем, известно, что такую роль уже выполняет английский язык. Но это не устраивает Венсана, как и его единомышленников – сторонников европейской интеграции и противников экспансии англоязычной американской культуры. Ими выдвигаются довольно неожиданные проекты, например, о повсеместном и обязательном обучении латыни в школах Европы. Очевидно, однако, что возвращение в средневековье, когда латынь была языком обучения и общения европейцев, выглядит явной утопией.

Воспитание "европейского сознания" ставится в зависимость и от содержания общеобразовательных гуманитарных учебных курсов, в первую очередь по истории. На встрече в верхах СЕ в Вене особо указывается на необходимость пересмотреть преподавание истории и изымать материалы, которые могут поощрять расовые и националистические стереотипы. Кое-что в этом направлении делается практически. Так, во Франции и Германии сокращен объем изучения тем, посвященных европейским войнам и религиозным противостояниям. Одновременно более обстоятельно излагаются экономические, культурные связи народов Европы.

Учет конфессионального многообразия

Составная часть школьной политики кросс-культурализма Евросоюза – учет конфессионального многообразия.

Евросоюз определил свои позиции по проблеме образования в контексте религиозного многообразия в ряде документов. Среди наиболее важных – декларация "Интеркультурное образование в новом европейском проекте “Новый вызов межкультурного образования: религиозное многообразие, диалог в Европе”, принятая на 21-й сессии европейских министров образования в Афинах в 2003 г. В Декларации предлагается путем образования обеспечить самобытность ценностей, культур и верований, культивировать между ними взаимопонимание и сотрудничество. Религиозные различия названы одним из источников трудностей гарантирования равенства в образовании, формирования европейской гражданственности. Предложено рассматривать религиозное многообразие как компонент интеркультурного образования. Утверждается, что построение гармоничных отношений в интеркультурном контексте предусматривает толерантное отношение к религиозному мышлению. Предлагается рассматривать религиозное многообразие в рамках межкультурного диалога и воспитания граждан демократического общества. Утверждается, что акцент на религиозной составляющей интеркультурного образования позволит инициировать арабо-европейский диалог, основанный на уважении самобытности этносов, поощрении сотрудничества между ними и содействия мирному урегулированию межнациональных конфликтов.

Проект "Новый вызов межкультурного образования: религиозное многообразие, диалог в Европе" означает, что учет религиозной составляющей воспитания, организация межрелигиозного диалога, в первую очередь европейцев с мусульманами-мигрантами, оказалась среди приоритетов школьной политики СЕ. Проект ориентирован на внимание к религии как культурному феномену, обмен идеями между учеными и практиками относительно места религии в образовании. Утверждается, что проблема религии "требует пересмотра и обновления всей концепции межкультурного образования"[2].

Интернационализация высшего образования. Высшие учебные заведения Западной Европы интенсивно участвуют в создании интернационального образовательного пространства, что рассматривается как составная часть общеевропейской политики кросс- культурализма. Расширяются связи отдельных представителей и учреждений высшего образования с целью диалога и сотрудничества. За пределами своих стран обучаются десятки тысяч студентов. К этому добавляются международные связи в высшем образовании посредством электронных коммуникативных технологий.

Интернационализация высшего образования – объективное следствие глобализации и одновременно крупный ресурс культурной и педагогической интеграции, устранения национальной обособленности систем высшего образования Европы. Перед университетами стоят задачи подготовки к деятельности в условиях интегрированных рынка труда и образования. Рыночно ориентированная высшая школа нуждается в изменениях учебных программ, сокращении объема универсального гуманитарного образования, усилении профессионального, специализированного обучения. Интернационализация высшей школы – важный знак и зримая черта усиления взаимозависимости на европейском континенте.

Факторы и цели ИВО можно распределить по четырем основным группам: экономические, политические, культурные, педагогические. Экономические стимулы тесно связаны с прямыми финансовыми выгодами, например, благодаря плате за обучение иностранных студентов. Гораздо важнее, однако, косвенные экономические интересы, поскольку качественно иная квалификация выпускников высшей школы оказывается одним из условий экономического прогресса. Политические факторы порождены геополитическими интересами каждой страны. Культурные факторы вытекают прежде всего из намерений популяризации национальной культуры и приобщения к иноязычным культурам. И наконец, педагогические факторы связаны с потребностями модернизации высшего образования.

Факторы ИБО эволюционируют. Вначале они были связаны с задачей укрепления духовного взаимопонимания между европейцами. Далее более важными становятся экономические приоритеты. Это, в частности, отразил "Меморандум о высшем образовании", принятый участниками Евросоюза. Экономическим интересам подчинены политические, педагогические и культурные цели ИБО, которые вытекают из намерений совершенствовать подготовку человеческого капитала. Экономическая подоплека все сильнее проявляется в ИБО. Интеграция высшего образования оказывается средством укрепления экономической конкурентоспособности Евросоюза на мировом рынке. Усиление значимости экономического фактора вызывает создание сравнительно массовых систем высшего образования.

Главные направления интернационализации высшего образования ориентированы на развитие международного сотрудничества, объединение педагогических усилий и ресурсов, популяризацию идеалов взаимного уважения, совершенствование образования за счет международного опыта; обеспечение занятости специалистов с высшим образованием на европейском рынке труда, формирование у выпускников высших учебных заведений качеств и знаний, необходимых для функционирования за пределами собственной страны.

Интернационализация высшей школы нарастает в условиях развития экономической, социальной и культурной интеграции. Она прошла несколько этапов. Первый этап – 1950-1975 гг. К его началу международная кооперация в сфере высшего образования базировалась почти исключительно на двусторонних соглашениях и индивидуальных контактах. Инициатором первых европейских программ сотрудничества в сфере высшего образования была ЮНЕСКО. Эта международная организация координирует подготовку педагогов к пожизненному образованию, популяризирует идеи параллельного обучения, прежде всего на материалах средств массовой информации. ЮНЕСКО в ряде случаев поручает исполнение своих программ модернизации высшего образования Европейскому центру по высшему образованию. Был дан старт политике "открытых дверей" для иностранных студентов, особенно из развивающихся стран. В резолюции министров образования ЕС предусматривается усиление связей европейских вузов, совершенствование возможностей признания дипломов обучения, поощрение свободы передвижения студентов, преподавателей и ученых.

Второй этап – 1975-1986 гг. В 1975 г. основан "Европейский центр по развитию профессиональной подготовки". Усилен курс "открытых дверей" (свободы передвижения студентов и преподавателей). Налажена европейская система документации и информации в области образования (программа "ЕВРИДИС"); сняты некоторые финансовые, административные и иные препятствия для поступления в вузы иностранцев; профинансированы и реализованы около 400 межуниверситетских проектов с участием более 500 западноевропейских вузов, в соответствии с которыми были разработаны совместные учебные курсы, программы, пособия.

Третий этап ИВО начался с запуска первых европрограмм по высшему образованию в 1987 г. Инициативы Евросоюза осуществлялись в нескольких общеевропейских программах: "ЭРАЗМУ С" (мобильность преподавателей и студентов, научные обмены), "ЛЕОНАРД" (профессиональная подготовка), "ПЕТРА" (стандарты профессиональной подготовки), "ИРИС" (развитие женского образования), "КОМЕТТ" (сотрудничество университетов и промышленников) и др. Достоинством программ является детальная проработка и материальное обеспечение запланированных мер и действий. Программы поощряли расширение масштабов изучения иностранных языков и культур, сближение учебных программ и дипломов, поездки за рубеж студентов и преподавателей. Так, на стипендии программы "ЭРАЗМУС" в 1600 университетах 24 стран Европы прошли стажировку около 190 тыс. студентов и 35 тыс. преподавателей. Постепенно встречи и поездки студентов и преподавателей дополняются или заменяются виртуальной мобильностью – контактами с помощью новейших технических средств. Коммуникативные технологии позволяют сделать международное сотрудничество университетов более информативным и интенсивным.

"Меморандум Европейской комиссии по образованию" 1992 г. дал старт современного этапа ИБО, который получил наименование Болонского процесса. ОГЛАВЛЕНИЕ Болонского процесса сформулировано еще в нескольких международных соглашениях: "Зона европейского высшего образования" (1997), "Болонская декларация о расширении общего пространства в области высшего образования" (1999), "Создание общеевропейского пространства высшего образования" (2003). В этих документах ключевым условием ИБО называет превращение в реальность свободное перемещение студентов и преподавателей на европейском континенте. Евросоюз приступил к созданию особых структур, координирующих обмен преподавателями и студентами с учетом потребностей рынка образовательных услуг. С 1995 г. "ЭРАЗМУС" включен в новую программу "СОКРАТ", которая охватывает все типы и уровни образования.

Координатором ИВО служит расположенное в Брюсселе европейское "Объединение академического сотрудничества". Эта организация собирает информацию, участвует в управлении, экспертизе европейских программ по образованию, содействует контактам между национальными министерствами и службами. Для поощрения интернационализации высшего образования предпринимаются особые финансовые меры. Фондирование в основном персонализировано: 50-75% средств по общеевропейским программам выделяются на индивидуальные гранты студентам, преподавателям, ученым и пр.[3]

Под влиянием интернационализации высшее образование в отдельных европейских странах заметно трансформируется. Это происходит с учетом специфики социального устройства, экономики, политики, педагогических традиций. Сохраняя особенности, национальные системы высшего образования приобретают все больше сходства. В их организации, содержании, методах возникают и развиваются компоненты наднационального универсального свойства, появляются общие черты, что не может не содействовать ускорению интернационализации (унификация нормативной базы, согласование приоритетов, открытое образование, дистанционное обучение и пр.).

Процесс ИВО оказался сложным и противоречивым. Отсутствует должный баланс между экономическими и культурно- образовательными целями ИВО. Есть потребность усилить интернациональную составляющую программ образования. Приток в университеты Западной Европы студентов из стран "третьего мира" порождает проблему налаживания межкультурного диалога. Нарастает потребность внедрения новейших коммуникационных технологий, которые, в отличие от традиционных международных контактов, не имеют четко ограниченных пределов и резко расширяют возможности сотрудничества.

При реализации ИВО возникли существенные трудности. Отсутствуют перечни иностранных аттестатов и дипломов о высшем образовании, формально признанных равноценными национальным дипломам и аттестатам. Решения об уровне диплома иностранцев решаются обычно в индивидуальном порядке. Между тем актуальность проблемы растет ввиду нарастающей мобильности специалистов с высшим образованием. Надо учесть и то, что иммигранты нуждаются в признании дипломов о высшем образовании, полученных на родине. Отказ признавать эти дипломы ставит их владельцев часто в неравные и несправедливые условия. Чтобы избежать подобного, в решении вопроса должны участвовать не только чиновники, но и эксперты по проверке уровня знаний: педагоги, культурологи и социологи. Надо учитывать, что выдача дипломов тесно связана с особенностями национальных структур высшего образования. Так, сертификация выпускников вузов заметно отличается. В ходу два способа оценок: система кредитов и экзамены. В одних странах предпочтение отдают кредитам, в других – экзаменам. Есть государства, где одновременно применяют оба способа.

Перспективами ИВО являются дальнейшая координация усилий правительственных, негосударственных и международных организаций, расширение прямого участия учреждений высшего образования в многонациональных программах, поощрение двусторонних и многосторонних проектов отдельных университетов. Интернационализация позволяет предвидеть будущее европейского высшего образования. Международная стратегия в образовании облегчает прогнозирование возможных изменений систем высшего образования, корректировку их управления, принципов финансирования и пр.

Интернационализация расширяет горизонты выпускников высших школ Западной Европы. Хорошее знание иностранных языков и изучение экономических, социальных, культурных условий жизни, ментальности других народов открывают выпускникам высшей школы двери во многие секторы европейского рынка труда.

Курс Евросоюза по внедрению кросс-культурного образования и созданию единого образовательного пространства по-разному отражен в политике отдельных государств.