Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений

"В начале было Слово... Все через Него начало быть... И в Нем была жизнь...".[1] Вместе со Словом входят в нашу жизнь и его Смыслы, данные свыше, но постигаемые каждым заново. Бесконечность жизни, познаваемая в Слове, открывается в Смысле. Каждый день у нас появляется потребность или желание, нужда перекинуться словом с живою душой, понимающей, разумной, способной услышать. Возникает потребность в общении с себе подобными. Именно с подобными, так как никто другой не сможет пройти предназначенный человеку путь – в Слове, среди все новых и новых жизненных смыслов.

Общение людей друг с другом – одна и самых таинственных сфер жизни. Радостные и трудные взаимоотношения, переживания и конфликты, разъединенность и соприкосновение душ испокон веков были для людей загадкой и манили своей неизведанностью. А между тем взрослые и дети, живя рядом, сегодня, как и тысячу лет назад, пытаются приноровиться друг к другу, прийти к согласию, установить доверительные отношения. Те, кому удается добиться согласия, чувствуют духовное единение... Однако многие до конца жизни блуждают в лабиринте непонимания, обычно – между любовью и болью.

Общаясь с себе подобными, человек подчас оказывается в тупике или в одиночестве, как результат этого... Выход из этой ситуации начинается с ответов на вопросы: Как изменить свое общение с людьми? Как стать уверенным и успешным в общении?

Аристотель в своей "Политике" (около 328 г. до н.э.) писал, что "человек по природе своей есть животное общественное, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне общества, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек... Общество существует по природе и по природе предшествует каждому человеку... А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодостаточным, не чувствует потребности в нем, уже не составляет элемента общества, становясь либо зверем, либо божеством"[2].

Французский писатель, поэт и профессиональный летчик Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger de Saint-Exupery; 29 июня 1900 г., Лион, Франция – 31 июля 1944 г.) отмечал, что общение – единственная роскошь, которая есть у человека.

Проблема общения, наряду с проблемами личности и группы, является одной из базовых проблем социальной психологии. Как и проблема личности, проблема общения имеет междисциплинарный характер. Кроме того, общение представляет собой, с одной стороны, категорию психологической науки, а с точки зрения современного человека – оно является обиходным понятием, употребляемым в самых разных контекстах человеческой жизнедеятельности. Изменения, происходящие в мире на рубеже XX и XXI вв., не могут не оказать влияния на исследование этой проблематики и на расстановку в ней новых акцентов.

Закономерности поведения и деятельности, людей в условиях социальных групп, т.е. в условиях их общения и взаимодействия, изучает социальная психология. Поэтому, опираясь на исследования социальной психологии, можно найти ответы на такие вопросы, как: По каким законам складываются процессы общения и взаимодействия? Чем детерминированы их различные формы? Какова их структура? Наконец, какое место они занимают по всей сложной системе человеческих отношений?

Г. М. Андреева отмечает, что главная задача, стоящая перед социальной психологией, заключается в раскрытии конкретного механизма "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности. Это важно для понимания результата воздействия социальных условий на общение и взаимодействие людей[3].

Структура общественных отношений главным образом исследуется в социологической теории. Так, она раскрывает субординацию различных видов общественных отношений (экономических, социальных, политических, идеологических и др.). Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сформировавшихся в сфере политической жизни, например, политических партий и т.д.).

Общественные отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества (а не на основе симпатий или антипатий, как межличностные). Они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Поэтому считается, что данный вид отношений носит безличный характер; их сущность заключается во взаимодействии конкретных социальных ролей, а не личностей.

Согласно определению Кона, социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью чаще понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию"[4]. Данные ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является общество (общественные нормы и ценности). Кроме того, ряд исследователей указывает на связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Отсюда социальная роль определяется как общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности.

Г. М. Андреева добавляет, что социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как "преступник"), иногда это одобрение/неодобрение отличается у разных социальных групп. Важно, что одобряется/не одобряется определенный вид социальной деятельности, а не конкретное лицо. При этом мы "относим" человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

В жизни каждый человек выполняет сразу несколько социальных ролей: бухгалтер, отец, член профсоюза, игрок сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит роль, а также от индивидуальных характеристик человека и их проявлений ("личностная окраска"). Итак, общественные отношения являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, однако в жизни, в своем конкретном проявлении приобретают определенную "личностную окраску". В качестве примера можно сравнить двух продавцов одного отдела в магазине: как они общаются с клиентами, манеру их поведения и проч. Здесь явно будут видны отличия исполнения роли, что явилось результатом личностного отношения к роли продавца. Таким образом, логично, что каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый "диапазон возможностей" для своего исполнителя ("стиль исполнения роли"). Именно "диапазон возможностей" является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений – межличностных (или, по Мясищеву, психологических)[5].

К настоящему времени в социально-психологической литературе не существует четкой позиции относительно взглядов на определение места и природы межличностных отношений. Высказываются различные точки зрения, прежде всего связанные с положением межличностных отношений в системе общественных отношений.

Согласно работам Г. М. Андреевой природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то "ниже", "выше", "сбоку" или как-либо еще). Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом "сечении" экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения (рис. 5.1).

В предложенной схеме наглядно видны оба ряда отношений. Становится понятным, почему межличностные отношения как бы "опосредствуют" воздействие на человека различных видов общественных отношений. Итак, реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия происходит через межличностные отношения внутри различных форм общественных.

Рис. 5.1. Межличностные отношения и общественные отношения

Стоит отметить, что межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, что является существенным отличием от природы общественных отношений. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического "климата" группы.

В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. В социальной психологии обычно исследуются именно чувства, как более продолжительные во времени и устойчивые психологические характеристики личности. В природе существует огромное разнообразие этих чувств, но все их можно объединить в две большие группы.

1. Конъюнктивные чувства. Сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.

2. Дизъюнктивные чувства. Эту группу составляют разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп и личностей в частности.

На сегодняшний день чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии является одновременный анализ двух рядов отношений: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.