Общелогические приемы познания

К общелогическим обычно относят такие приемы и методы, как анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.

† Анализ и синтез – наиболее простые, начальные приемы человеческого познания. Анализ – это расчленение целого на составляющие части, стороны, элементы с целью их всестороннего изучения. Подобное разделение может быть как мысленным, так и практическим, экспериментальным. Синтез – это соединение отдельных сторон, частей, элементов в единое целое с целью создания единого целостного предмета. Как и анализ, синтез может быть мысленным или практическим.

Реальной основой указанных операций является способность элементов, из которых состоят исследуемые объекты, к разъединению, соединению и перегруппировке. Уже на самых ранних стадиях своего развития человек сталкивался с необходимостью практически расчленять и соединять предметы. Эти операции, на практике выявляющие структурированность объектов, повторяясь, закреплялись в человеческом сознании, превращаясь в особые приемы мышления.

В то же время применение данных методов сопряжено с рядом трудностей. В первую очередь это связано с проблемой выделения частей из состава целого. Являются ли границы между частями объективно заданными самой "природой вещи" и совершенно независимыми от воли и желания исследователя или проведение этих границ есть дело его произвола? В истории познания были реализованы обе концепции.

† Абстрагирование – это прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемого объекта с выделением свойств и отношений, интересующих исследователя. Каждый объект обладает множеством свойств и отношений, и далеко не всегда (а практически никогда) все они являются в равной мере значимыми в рамках того или иного исследования. Например, при исследовании одного и того же объекта – Земли, то, что интересует астронома, может быть безразлично географу или геологу, и наоборот. Каждого из них интересует лишь какая-то одна сторона бесконечного многообразия объекта; все остальные его стороны он будет рассматривать как несущественные и, стало быть, несуществующие.

Результатом абстрагирования является абстракция – специфическая умственная конструкция, отображающая какое-то одно свойство или отношение объекта и игнорирующая все остальное.

Объективной основой абстрагирования является действительное наличие выделяемых свойств и связей в объектах.

Субъективной основой – связь именно этих сторон и свойств объекта с задачей исследователя.

Подобно анализу, абстрагирование нельзя считать совершенно произвольным актом: он осуществляется в соответствии как с собственными характеристиками предмета, так и с целью, ради которой данный предмет вовлекается в исследование. Абстрагирование осуществляется в тесной связи с обобщением.

† Обобщение – это прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия к более общему. На определенных ступенях познания существует предел такому расширению понятий, заканчивающийся выработкой философских категорий – предельно широких понятий, составляющих основу познавательной деятельности человека.

† Индукция и дедукция. В процессе как научного, так и обыденного познания часто приходится, опираясь на имеющееся знание, делать заключения о неизвестном. Такое расширение объема знания чисто логическим путем осуществляется при помощи индуктивных или дедуктивных умозаключений, а сам процесс называется индукцией или дедукцией.

Индукция – это способ рассуждения, когда общий вывод строится на основании частных посылок. Иными словами, положение, справедливость которого установлена для ряда частных случаев, распространяется на весь класс подобных объектов в целом. Примером индуктивного рассуждения может служить следующее утверждение: "Металлы А, В, С, D при нагревании расширяются, следовательно, все металлы при нагревании расширяются".

Различают индукцию полную и неполную.

Полная индукция основана на изучении каждого из объектов, входящих в класс.

Полная индукция не дает нового знания.

Неполная индукция, где вывод строится на основе изучения какой-то части объектов, входящих в класс, не дает гарантии истинности вывода.

Дедукция – это способ рассуждения, когда из общих посылок делаются частные выводы, т.е. положения, которые полагаются справедливыми для всего класса объектов, распространяются на каждый отдельный элемент данного класса. Например, "Сумма внутренних углов всякого треугольника равна 180 градусам, следовательно, суммы внутренних углов треугольников ABC, MNK и XYZ равны 180 градусам".

Индукция и дедукция дают возможность расширять знания либо восходя от отдельных фактов к общим принципам и законам, либо раскрывая смысл этих общих принципов и законов применительно к множеству частных случаев. Дедукция и индукция связаны между собой столь же необходимым образом, как и анализ и синтез.

† Аналогия и моделирование. Прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках, называется аналогией. Или, иными словами, аналогия – это прием, позволяющий осуществлять перенос информации из одних областей в другие и тем самым расширять круг знания. Различают две формы аналогии: ассоциативную и логическую.

Ассоциативная аналогия проявляется в основном в психологических актах творчества. Она носит образный характер и играет большую роль в период первоначального зарождения новых научных идей. В ходе ассоциативной аналогии иногда сближаются весьма далекие по своей природе явления и предметы. В качестве примера можно привести сон немецкого химика Фридриха Кекуле, увидевшего в шести сцепившихся обезьянах аналог формулы бензольного кольца.

Логическая аналогия тесно смыкается с операцией обобщения, поскольку строится как предположение о каком-то общем признаке. Например, опровергая представления о неподвижности Земли, Галилей рассуждал по аналогии с движущимся кораблем, все движения предметов на котором происходят точно так же, как и на неподвижном.

Умозаключения по аналогии, позволяющие осуществлять перенос информации об одних объектах на другие, составляет гносеологическую основу моделирования.

† Моделирование – это изучение объекта путем создания и исследования упрощенной копии, отображающей лишь некоторые его стороны. Моделируемый объект представляет собой оригинал, а его копия – это и есть модель. Модели должны соответствовать оригиналу в тех его свойствах, которые подлежат изучению, но могут отличаться от него по другим признакам. Моделирование представляет собой универсальный прием познания, применявшийся с глубокой древности, хотя и не всегда осознанно.

В научном познании применяются модели материальные и идеальные.

Материальные модели являются природными или искусственными объектами, воспроизводящими в упрощенном виде либо в уменьшенном масштабе характеристики или структурные особенности оригинала, например модель плотины или модель молекулы бензола.

Идеальные модели представляют собой мысленные конструкции, воспроизводящие в форме идеализированного образа или знаковой системы характеристики и структурные связи объекта- оригинала, например математический маятник, компьютерная программа и др.